• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Ведомости — Яковлев А. Агенты модернизации

 

Агенты модернизации


Ведомости
05.06.2007, №101 (1875) 
Андрей Кузьмичев 

Новинки книжных развалов: Агенты перемен

Андрей Яковлев. Агенты модернизации. М., ИД ГУ-ВШЭ, 2006. 426 с.

Дотошный Остап Бендер выяснил в свое время, что “за всеми лопнувшими обществами и товариществами, несомненно, скрывалось какое-то одно лицо”. Не менее дотошный исследователь современного бизнеса Андрей Яковлев выяснил, что и в наши дни обилие подставных фирм-однодневок, кругооборот неучтенных наличных, а также регулярную трансформацию белых денег в черные и наоборот обеспечивают “одни и те же вполне конкретные люди, сидящие в офисах одних и тех же банков и финансовых компаний”. “Число последних измеряется сотнями (а не сотнями тысяч), и они вполне "уловимы" как для налоговой полиции, так и для Центрального банка РФ, — пишет ученый и добавляет: — Упомянем, что данный бизнес не является уникальным российским явлением. Он существует и в Европе, и в США, но к его услугам прибегают в основном представители криминальной экономики”.

Впрочем, этих самых “конкретных людей” выявить все же нелегко: организаторы данного бизнеса периодически (примерно раз в год) прикрывают подобные финансовые компании с полным прохождением официальной процедуры ликвидации, что позволяет в последующем отклонять любые претензии к учредителям или должностным лицам финансовой компании, после чего “вся структура воссоздается под новой вывеской”. Яковлев поясняет, что 10 лет назад они ни от кого не скрывались: в газетных рекламных объявлениях 1995-1996 гг., в период бурной конкуренции между организаторами фирм-однодневок, такие операции обозначались словосочетанием “проплачу контракты”. Теперь этот этап позади и в России успешно, под боком государства, действует новая сверхрентабельная отрасль финансового бизнеса, где успешно сотрудничают “ряд мелких и средних банков, а также связанных с ними инвестиционных компаний”.

А рядом выживает обычный агент рынка, именуемый “среднестатистической фирмой”. Результаты исследования выявили такие особенности его поведения: во-первых, если в начале реформ “фирма, входящая на рынок, могла выбирать, быть ли ей законопослушной и платить все налоги или же использовать черный нал и платить лишь часть налогов, то теперь альтернативы нет”; во-вторых, обычная “фирма, уплачивающая все налоги, будет неконкурентоспособной по издержкам в сравнении с ее конкурентами, фактически действующими в условиях льготного налогового режима”, и просто вынуждена нарушать законы. Яковлев резюмирует: “Это одновременно означает, что к любому участнику рынка в любое время можно обоснованно применить санкции за нарушение законодательства. И поэтому ни одна средняя фирма не рискнет ответить отказом на "просьбу" властей перечислить определенную сумму денег на внебюджетный счет какого-нибудь фонда при местной администрации для решения социальных проблем региона, проведения очередного "дня города" или, например, строительства храма”.

“Укрепление властной вертикали”, провозглашенное В. В. Путиным в 2000 г., на практике привело к консолидации бюрократического аппарата, осознавшего собственные корпоративные интересы и резко расширившего возможности извлечения “статусной ренты”, — пишет исследователь. — Этот эффект стал еще более явным после административной реформы 2004 г., когда из прежних нескольких десятков федеральных ведомств, отчасти конкурировавших между собой, возникли суперминистерства, превосходящие по своим возможностям любую крупную компанию“.

Весьма актуален раздел, посвященный региональным компаниям-лидерам. “Именно с их стороны могут найти адекватный отклик долгосрочные прагматические интересы крупных "неолигархических" компаний, которым необходимо снижение издержек в глобальной конкуренции и которые нуждаются в более благоприятных условиях для ведения бизнеса”, — пишет Яковлев.

Он выявил особенности “портрета” таких компаний и считает, что экспортная активность этих предприятий тесно связана с повышением эффективности их деятельности, с внедрением новых стандартов управления, совершенствованием бизнес-процессов; что “их лидерство не случайно, а базируется на определенной политике, стратегии развития предприятия”: они много инвестируют в повышение квалификации кадров, чаще нанимают менеджеров с опытом работы в иностранных компаниях, “выделяются по расходам на НИОКР”. Чтобы портрет был законченным, не хватает самой малости: информации о том, что делают компании-лидеры для преодоления административных барьеров. Вряд ли же они, как сотрудники “Геркулеса” из все того же бессмертного романа, по большим праздникам вытаскивают на улицу гроб с надписью “Смерть бюрократизму!” и с песнями носят его по городу.

Автор — доктор исторических наук, профессор ГУ-ВШЭ