• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Ведомости — Экономическая социология. Автопортреты

 

Экономическая социология: автопортреты


Ведомости 

03.04.2007, № 58 (1832) 
Андрей Кузьмичев 

Новинки книжных развалов

Бизнес "по косточкам"

Экономическая социология. Автопортреты. М.: Издательский дом ГУ-ВШЭ, 2006. 487 с.

Почему французы занимаются высокой модой, немцы машиностроением, а швейцарцы международным банковским делом? Этими, казалось бы, простыми вопросами всерьез озабочена профессор Николь Биггарт. Вместе с такими же исследователями бизнеса по обе стороны Атлантики, выступающими с позиций "экономической социологии", она пытается проанализировать, "как в действительности исторические факторы, институты и образцы отношений, складывающиеся в различных обществах, в конечном счете превращаются в институционализированные наборы возможностей и институциональные структуры, обеспечивающие данному обществу преимущества на уровне мирового хозяйства". Однако это лишь небольшая часть необъятного научного направления, представленного в книге, где также собраны интервью с ведущими учеными, обзоры научных направлений в мире и России.

Этот фундаментальный труд (40 авторских листов легко перевести в знаки и получить впечатляющую цифру 1 600 000) представляет собой взгляд из России на новую экономику планеты и тех, кто пытается ее изучать. Осилив его, понимаешь, что те, кто называет себя экономсоциологами, или те, кто примкнул к модному течению, не только успешно изучают бизнес, но и преподают в лучших школах бизнеса, успевая часть времени уделять консультированию крупнейших мировых корпораций.

Например, профессор Ховард Олдрич, всю жизнь занимающийся эволюционной социологией хозяйств и отраслей, фирм, предпринимательства, напоминает, что социологов в 70-е гг. минувшего века "стали переманивать в бизнес-школы, когда последним потребовалась научная точность". В качестве примера он приводит исследование Пола Хирша о корпоративном управлении, где впервые появились ставшие привычными ныне понятия "золотой парашют", "золотые наручники" и другие популярные термины.

Мир предпринимательства также не обойден вниманием ученых. Анна-Ли Саксениан из Беркли много лет изучает Силиконовую долину и 128-ю магистраль в районе Бостона, где расположен MTI (ведущие мировые центры в сфере разработок передовых технологий). Так вот, результаты ее исследований показывают, что если раньше "происходила "утечка мозгов" в места, подобные Силиконовой долине, куда из развивающихся стран -Индии, Китая, Тайваня, Кореи и т. д. стекались высококвалифицированные кадры", то теперь "эти иммигранты выстраивают сети, которые позволяют развивать данные отрасли в их родных странах".

В России пока нет таких центров притяжения лучших умов, и исследователи изучают эволюцию всего бизнеса. Академик Татьяна Заславская отметила небольшую работу В. Титова о вещевых рынках. По ее мнению, это "безумно интересный анализ вещевого рынка изнутри. Тезаурус приложен, даже ставится вопрос о специфическом языке вещевого рынка". В исследовании отмечено, "что те, кого народ зовет "челноками", сами себя называют предпринимателями, а продавцов рабочими".

В книге нет ответа на вопрос, как называют себя топ-менеджеры в России, зато много интересного можно узнать о языке венчурных капиталистов. Профессор Хэррисон Уайт, изучающий его, считает, что на шансы стать венчурным капиталистом влияет "принадлежность индивида к определенному социальному классу". В исследовании профессор особо подчеркивает, что все принадлежащие этому классу "эффективно взаимодействуют друг с другом, легко усваивают новое, учатся думать и говорить по-другому. И если вы просто можете их слушать и слышать, то сможете многое понять. Вам не придется задавать им вопросы, составлять анкету. Просто научитесь понимать их язык".

Читатель наверняка удивится, узнав, куда в последние десятилетия переместился центр исследований мирового бизнеса. "За последние 20-30 лет главные теоретические идеи принадлежат европейцам", уверяет профессор Нил Смелсер. Можно было бы с ним поспорить, но куда скрыться от такого, например, факта, что в Британии теория организаций наиболее развитая часть социологической науки, и даже в Венгрии бурлят научные страсти: в поле зрения ученых попали проблемы адаптации компаний к новой рыночной среде, приватизации, уплаты налогов. Те же вопросы волнуют отечественных исследователей. Но Татьяна Заславская сокрушается: "Если взять массы, массовые группы, они для нас во многом остаются своего рода черным ящиком, потому что молчат. Сколько они будут терпеть и молчать?"

Автор — доктор исторических наук, профессор ГУ-ВШЭ