• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
visionusersearch
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»Издательский дом ВШЭАктуальные комментарии — Горц А. Нематериальное. Знание, стоимость и капитал

Актуальные комментарии — Горц А. Нематериальное. Знание, стоимость и капитал

 

Нематериальное. Знание, стоимость и капитал


Актуальные комментарии,
 21.06.2010
В. Ветерков

Эволюция труда, капитала и общественных отношений в условиях "общества знания", или "когнитивного капитализма", или Об экономике хипстеров.

Осмысление экономики бездельников, в которой даже среднестатистический представитель «креативного класса», не производя какого либо фиксированного продукта может позволить себе достаточно безбедную жизнь, актуально не только для философов и экономистов, но и для политиков.

В конце концов, когда президент РФ Дмитрий Анатольевич Медведев говорит о России как о «стране мечты», не имеет ли он ввиду соответствие страны логике развития развитых стран нового «когнитивного капитализма»?

Книга Андре Горца, известного в «левых» кругах по его эколого-политическим идеям, посвящена осмыслению перехода западного социума в новую экономическую формацию — «экономику знаний» или «когнитивный капитализм».

Разумеется, оценка происходящего ведется с позиций леворадикального опыта автора, но при этом не страдает характерной оппозицией по отношению к действующим социальным процессам. Наоборот, в наступающем «коммунизме знаний» (с. 107) Горц пытается усмотреть новый потенциал развития для «левых» идей и генерируемой ими политической повестки.

Аргументация Горца немного наивна, особенно в части «успешного» противодействия независимых групп разработчиков ПО крупным компаниям, но заслуживает определенного внимания. Действительно, Горц утверждает, что современный рабочий человек на Западе превращается в некоего самопредпринимателя, лицо, занимающееся продаже самого себя как продукта и самостоятельно занимающиеся всеми этапами этой продажи: от маркетинга и до «апгрейда». Тем не менее, упорствуя в своем желании «сохранить душу» (с. 32), работник будет пытаться самовыразиться в каком-нибудь ином ключе, отдаленным от привычной «работы», тем самым наполняя мир вокруг себя специфическим интеллектуальным продуктом. Именно эта кративнонасыщенная среда провоцирует класс на дальнейшее развитие и её свобода — ключ к построению «коммунизма знаний».

Неудивительно, если взять смелость продолжить мысль Горца, что такая экономика рано или поздно будет осмысленна искусством в идентичном ключе, ну и породит пресловутых «хипстеров».

http://actualcomment.ru/book/548/