«Мнимое сиротство: Хлебников и Хармс в контексте русского и европейского модернизма» Лады Пановой
Исследовательница языка поэзии скептически смотрит на два великих культа: Хлебников и Хармс для нее не новаторы, а ответвления символизма. Настоящие первооткрыватели языка — это Андрей Белый и Михаил Кузмин, создавшие больше чем миф: язык, который приостанавливается перед реальностью в своих метафорах, застывает в материализовавшихся образах, язык, робкий и деликатный во всей новизне. Хлебников и Хармс для Пановой чересчур энтузиастичны и торопливы, слишком уж планируют свой успех, легко берут из воздуха сюжеты, философские и научные идеи и эффектно представляют их публике. Настоящий писатель скорее застынет в недоумении перед дружбой и любовью, залюбуется головокружительной новизной своего слова и бережно воспримет разочарования и неудачи, чем пойдет за новизну на бой. Но сразу вопрос: разве не отважнее поставить на кон самого себя? Даже если это кажется властолюбием, удача дается смелым. Хармс и Хлебников слишком понимали равную уязвимость себя самих и всей мировой культуры.
https://daily.afisha.ru