• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Книга Александра Павлова вошла в лонг-лист премии «Национальный бестселлер»

«Постыдное удовольствие» — так называется книга доцента кафедры практической философии ВШЭ Александра Павлова, которая в этом году попала в длинный список премии «Национальный бестселлер» — одной из наиболее значимых и престижных литературных премий России. В своей работе автор рассматривает идеологические и философские особенности массового кинематографа и мультипликации США.
Книга была издана двумя тиражами в ИД ВШЭ в 2014 г.

Конкурс «Национальный бестселлер» был учрежден российским издателем Константином Тублиным в 2001 году. Девиз премии: «Проснуться знаменитым», а цель — «вскрыть невостребованный иными средствами рыночный потенциал прозаических произведений, отличающихся высокой художественностью и/или иными достоинствами». Вся многоступенчатая процедура отбора победителей обладает полной прозрачностью. Списки «кто кого номинировал» и «кто как проголосовал» публикуются на сайте премии. Ее лауреатами в разные годы становились Дмитрий Быков, Андрей Геласимов, Виктор Пелевин, Захар Прилепин, Леонид Юзефович.

Чем заинтересовала книга Александра Павлова оргкомитет конкурса? Как и о чем она рассказывает? До недавнего времени считалось, что интеллектуалы не любят, не могут или не должны любить массовую культуру. Те же, кто ее почему-то любят, считают это постыдным удовольствием. Однако последние 20 лет интеллектуалы на Западе стали осмыслять популярную культуру, обнаруживая в ней философскую глубину, ну или, как минимум, скрытую либо явную пропаганду.

Отмечая, что удовольствие от потребления массовой культуры и главным образом ее основной формы — кинематографа — не является постыдным, автор, совмещая киноведение с философским и социально-политическим анализом, показывает, как политическая философия может сегодня работать с массовой культурой. На конкретных примерах автор выясняет, как работают идеологии в большом голливудском кино: радикализм, консерватизм, патриотизм, либерализм и феминизм. Также в книге на примерах американского кинематографа прослеживается переход от эпохи модерна к постмодерну и отмечается, каким образом в эру постмодерна некоторые низкие жанры и феномены, не будучи массовыми в 1970-х, вдруг стали мейнстримными.