• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site
Postgraduate course 2025/2026

Methods of Studying Literature on the Material of Russian and Foreign Works

Type: Elective course
Delivered by: School of Literature and Intercultural Communication
When: 2 year, 1 semester
Open to: students of one campus
Language: English

Course Syllabus

Abstract

Главная задача курса – дать в историческом аспекте фундаментальные представления о становлении, развитии и функционировании различных школ и направлений в истории литературоведения, начиная с момента зарождения науки и завершая самыми современными концепциями. Данная дисциплина рассматривает эволюцию теоретических представлений в русском и зарубежном литературоведении как комплекс концепций о сущности и значении словесного творчества, о закономерностях функционирования литературного процесса и его основных элементов, о строении литературного произведения и механизме его воздействия на читателя. Особое внимание в курсе уделяется разнообразию методологий и инструментария подходов к анализу и описанию произведений словесного творчества. Осмысляются различные стратегии исследования как тоталитарного характера (отрицающие возможность другого подхода и понимания), так и методологии, основанные на принципах «высокой» эклектики, допускающие возможность множественности и дополнительности как инструмента познания. Одним из вопросов курса является проблема соотношения инструментария с объектом исследования. В рамках курса выявляются основные элементы и аспекты художественной структуры и их функции, дается описание основных «художественных языков», характерных для того или иного этапа истории мировой литературы, изучаются основные закономерности литературного процесса, делается акцент на осмыслении индивидуальных аспектов поэтик различных авторов, строится типология доминирующих вариантов художественных произведений и отдельных категорий поэтики. Особое внимание в рамках курса уделяется поэтике жанра, сюжета, композиции. Также формируются представления об основных закономерностях литературного процесса, подробно восстанавливается историко-культурный контекст. Аспирант получает представление об основных направлениях, литературных школах и кружках, эволюции основных и периферийных прозаических жанрах.