2024/2025
Основы методики преподавания русского языка как иностранного
Статус:
Маго-лего
Кто читает:
Школа иностранных языков
Когда читается:
3, 4 модуль
Охват аудитории:
для всех кампусов НИУ ВШЭ
Преподаватели:
Соломонова Анастасия Александровна
Язык:
русский
Программа дисциплины
Аннотация
Программа дисциплины «Основы методики преподавания русского языка как иностранного» предусматривает знакомство обучающихся с особенностями преподавания русского языка как иностранного (РКИ) в разных условиях, в том числе в цифровой среде, с основами организации и функционирования русской языковой системы в аспекте преподавания РКИ, ключевыми проблемами межкультурной коммуникации. Полученные теоретические знания обучающиеся смогут применять для подготовки собственных методических разработок, которые могут быть использованы в практике преподавания РКИ.
Цель освоения дисциплины
- Целями изучения дисциплины являются знакомство обучающихся с теоретическими основами изучения методики преподавания РКИ, формирование навыков использования различных методов и приемов работы в иностранной аудитории, развитие у обучающихся готовности продуктивно решать профессиональные задачи при преподавании РКИ.
Планируемые результаты обучения
- владеть базовой терминологией методики преподавания иностранных языков
- владеть способами обеспечения мотивации на уроках по иностранным языкам
- уметь подбирать дополнительные ресурсы для обучения ИЯ
- уметь проанализировать видео-урок по плану
- уметь проанализировать УМК и определить плюсы и минусы
- Умеет отбирать в соответствии с целями урока задания, связанные со следующими видами речевой деятельности: чтение, аудирование, письмо, говорение. Имеет навыки составления заданий
- знать цели, принципы и содержание обучения ИЯ
- знать психологические основы преподавания ИЯ и учитывать их в практической деятельности
- учитывать требования нормативных документов в практической деятельности
- уметь использовать разные способы семантизации лексики
- уметь производить отбор фонетического/ лексического/ грамматического материала
- владеть приемами индуктивного/ дедуктивного введения и отработки грамматического материала
- уметь проанализировать/провести фрагмент урока, посвященного развитию фонетических/ грамматических/ лексических навыков
- владеть приемами формирования и развития фонетических/ грамматических/ лексических навыков
- уметь формировать и развивать умения чтения/ аудирования
- уметь спланировать и провести фрагмент урока, нацеленного на формирование/ развитие коммуникативных умений
Содержание учебной дисциплины
- Обучение аспектам русского языка
- Актуальные вопросы методики преподавания РКИ
- Обучение видам речевой деятельности на русском языке
- Особенности организации образовательного процесса по РКИ
- Современные педагогические технологии преподавания РКИ
Промежуточная аттестация
- 2024/2025 4th moduleФинальная работа * 0.25 + Тесты на семинарах * 0.25 + Аудиторная работа (модуль 3) * 0.25 + Аудиторная работа (модуль 4) * 0.25
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Баринова, Е. Б. Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания : учебное пособие для вузов / Е. Б. Баринова. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 135 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-16747-4. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/544935 (дата обращения: 27.08.2024).
- Учимся учить : для преподавателя русского языка как иностранного, Акишина, А. А., 2012
Рекомендуемая дополнительная литература
- Обучение иностранным языкам: Теория и практика : учеб. пособие для вузов, Щукин, А. Н., 2004
- Практическая методика обучения русскому языку как иностранному : учеб. пособие для вузов, Крючкова, Л. С., 2014