• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2024/2025

Логика и критическое мышление

Когда читается: 2-й курс, 3, 4 модуль
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский

Программа дисциплины

Аннотация

В мире, где информация стала главной ценностью, а производство знаний важнее и фундаментальнее, чем производство товаров и услуг, главным вопросом оказывается уже не «где нам найти информацию?», а «что нам с ней делать?». Причем этот вопрос стоит перед нами не в теоретическом, а в практическом аспекте. Можно бесконечно расширять свои знания, в том числе и знания о знаниях, но так и не научиться ими пользоваться. Курс «Логика и критическое мышление» не предлагает вам готовый комплект новых теоретических знаний. Он предназначен для того, чтобы вы лучше ориентировались в тех знаниях, которые у вас уже есть, и тех, которые вам придется получать в течение всей жизни. Он направлен на развитие навыков активного и целенаправленного анализа, оценки, сравнения и интерпретации информации, полученной из различных источников, а также ее применения в качестве ориентира для выработки убеждений и принятия решений. Как нас обманывают наши восприятия? Всегда ли можно доверять собственной памяти? На основании чего мы на самом деле принимаем свои решения? Кто и как манипулирует динамикой наших убеждений? Разобраться в этих вопросах и выработать на их основе практические навыки ориентирования в мышлении – главная задача данного курса.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • содействовать формированию и повышению логической культуры студентов, развитию у них навыков критического мышления и обоснованного рассуждения
  • дать базовые логические знания, сформировать четкое и ясное представление о формах мышления, видах и критериях правильных рассуждений, основных логических законах, ключевых логических понятиях и операциях
  • сформировать у студентов понимание места логики в системе когнитивных наук, а также ее роли в развитии современной философии
  • привить практические навыки решения логических задач и упражнений, построения выводов, выполнения таких логических операций, как определение и классификация
  • научить студентов четко распознавать логические ошибки и просчеты
  • ознакомить студентов с основами теории аргументации и логическими приемами аргументативного дискурса
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знание и умение использовать в ходе дискуссии тактические приемы дискуссии. Умение соблюдать кооперативность диалога: соблюдение максим Грайса, распознавание коммуникативных импликатур
  • Знакомство с основными способами мунипуляции мнением. Умение изобличать и противостоять им.
  • Знание структуры аргумента и умение тщательно прорабатывать все ее элементы. Следование принципам SExI и RAS.
  • Знание структуры аргументации. Умение строить ее корректно. Умение строить аргумент-карты. Способность различать типы диалога и выстраивать диалог по той схеме, которая наиболее соответствует его целям
  • Знание уловок и ошибок, совершаемых в аргументации. Умение избегать их при построении собственной аргументации и изобличать - в чужой.
  • Понимание значения вероятности в принятии решений и построении аргументации. Знание формулы Байеса.
  • Понимание логического следования. Знание и умение использовать основные способы дедуктивных рассуждений.
  • Понимание целей, особенностей и основных характеристик критического мышления
  • Понимание, что такое знание и чем знание отличается от веры и мнения.
  • Знать основные признаки научной теории. Понимание научных методов, умение использовать их по мере необходимости.
  • Овладеть навыками критического мышления, чтобы свободно ориентироваться в информационных потоках, отличать информацию от дезинформации, отделять важное от неважного, а полезное от бесплодного, организовывать и систематизировать информацию. Развить навыки критического чтения, устной и письменной речи, умение анализировать сложные тексты и правильно организовывать собственные, улучшить навыки публичных выступлений.
  • Понимать значение вероятностей в жизни и аргументации. Понимание формулы Байеса, умение эффективно применять ее для анализа поступающий данных.
  • Понимать логическое следование. Различать дедуктивные и недедуктивные способы рассуждения. Эффективно использовать их в аргументации.
  • Понимать сложность и многозначность языка. Уметь различать нарушение принципов теории именования.
  • Различать кооперативные и некооперативные диалоги. Соблюдать максимы Грайса. Различать коммуникативные импликатуры и пресуппозиции. Уметь корректно формулировать вопросы и ответы.Разоблачать основные ошибки и уловки в вопросно-ответной процедуре: провокационные вопросы, недоопределенные вопросы, парадоксальные вопросы, бессмысленные вопросы, подмена вопроса, нерелевантные ответы, тавтологические ответы, уклонение от ответа.
  • Распознавать когнитивные искажения и уметь избегать их. Понимать и отслеживать, какая из систем (1 или 2) является ведущей в том или ином процессе познания.
  • Умение владеть понятиями, различать их виды. Эффективно использовать при формулировке тезиса и построении аргументации.
  • Умение использовать методы установления причинных связей. Понимание, в чем суть действующей причины.
  • Умение корректно строить аргументацию. Избегать самому и изобличать у других аргументативные уловки и ошибки. Понимать, какой тип диалога необходим в той или иной ситуации. Соблюдать максимы Грайса, узнавать импликатуры,
  • Уметь корректно формулировать определения, объединять их в непротиворечивые множества. Осознавать значимость определения как инструмента академической и аргументативной деятельности
  • Определять текст как коммуникативное событие, различать речевые акты и коммуникативные стратегии в различных дискурсивных практиках
  • Овладеть навыками критического мышления, чтобы свободно ориентироваться в информационных потоках, отличать информацию от дезинформации, отделять важное от неважного, а полезное от бесплодного, организовывать и систематизировать информацию. Развить навыки критического чтения, устной и письменной речи, умение анализировать сложные тексты и правильно организовывать собственные, улучшить навыки публичных выступлений.
  • Распознаёт когнитивные искажения и уметь избегать их. Понимает и отслеживает, какая из систем (1 или 2) является ведущей в том или ином процессе познания.
  • Умение корректно строить аргументацию. Избегать самому и изобличать у других аргументативные уловки и ошибки. Понимать, какой тип диалога необходим в той или иной ситуации. Соблюдать максимы Грайса, узнавать импликатуры
  • Понимает сложность и многозначность языка. Умеет различать нарушение принципов теории именования.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • 1. Введение. Критический вопрос: зачем мыслить критически?
  • 2. Критический анализ познания. Как наши познавательные способности нас обманывают?
  • 3. Критический анализ аргументации. Как нам навязывают ошибочные выводы?
  • 4. Слова и вещи. Почему слова что-то значат?
  • 5. Понятия и операции с ними
  • 6. Речевые акты. Как делать вещи при помощи слов?
  • 7. Логические основы мышления. Дедуктивные рассуждения
  • 8. Научный метод. Какие ваши доказательства?
  • Каузальный анализ. А все почему?
  • 10. Вероятность. Каковы наши шансы?
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Аудиторная работа
  • неблокирующий Контрольная работа
  • неблокирующий Экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2024/2025 4th module
    0.4 * Аудиторная работа + 0.2 * Контрольная работа + 0.4 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • 17418 - Alpina - Нейромаркетинг в действии (краткое изложение) - Д.Льюис - КнигиКратко - 9785961400140kk - 2016 - https://hse.alpinadigital.ru/book/17418
  • 18472 - Alpina - Критическое мышление: Анализируй, сомневайся, формируй свое мнение - Т.Чатфилд - Альпина Паблишер - 9785961420920 - 2019 - https://hse.alpinadigital.ru/book/18472
  • 20301 - Alpina - Искусство системного мышления: Необходимые знания о системах и творческом подходе к решению проблем - А.Макдермотт; Б. Блохин; Д.О'Коннор; Е. Ионкина - Альпина Паблишер - 9785961435740 - 2020 - https://hse.alpinadigital.ru/audio/20301
  • Алексеев, И. С. Искусство дипломатии: не победить, а убедить : научно-популярное издание / И. С. Алексеев. - 11-е изд., доп. - Москва : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2023. - 336 с. - ISBN 978-5-394-05280-4. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/2082695
  • Алиса в Стране Смекалки, Смаллиан, Р. М., 1987
  • Введение в критическое мышление и теорию креативности, Лау, Джо У.Ф., 2019
  • Введение в логику : университетский курс : учебник для вузов, Бочаров, В. А., 2014
  • Введение в логику : университетский курс: учебник для вузов, Бочаров, В. А., 2015
  • Введение в логику. Университетский курс : учебник, Бочаров В.А., Маркин В.И., 2013
  • Введение в теорию и практику аргументации : учеб. пособие для вузов, Герасимова, И. А., 2010
  • Вероятность. Кн.1: Элементарная теория вероятностей. Математические основания. Предельные теоремы, Ширяев, А. Н., 2017
  • Гарднер, Г. Мышление будущего. Пять видов интеллекта, ведущих к успеху в жизни: Учебное пособие / Гарднер Г. - Москва :Альпина Паблишер, 2016. - 168 с.: ISBN 978-5-9614-5263-1. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/914654
  • Грайс, Г., & Стросон, П. (2012). В защиту догмы. Epistemology & Philosophy of Science, (2). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.15461000
  • Графф, Д. Как писать убедительно: Искусство аргументации в научных и научно-популярных работах / Графф Д., Биркенштайн К. - Москва :Альпина Пабл., 2016. - 258 с.: ISBN 978-5-9614-4648-7. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.ru/catalog/product/913593
  • Искусство системного мышления : необходимые знания о системах и творческом подходе к решению проблем, О'Коннор, Дж., 2019
  • Критическое мышление : анализируй, сомневайся, формируй свое мнение, Чатфилд, Т., 2024
  • Михайлов, К. А.  Логика. Практикум : учебник для вузов / К. А. Михайлов, В. В. Горбатов. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. — 431 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-04536-9. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/559954 (дата обращения: 03.04.2025).
  • Рациональность. Наука. Культура, Порус, В. Н., 2002
  • Социология науки : учебник, Григорьев, В. Е., 2018
  • Теория и практика аргументации : учеб. пособие, Зайцев Д.В., 2010
  • Теория и практика аргументации : учебник для вузов, Ивлев, Ю. В., 2014
  • Философия и методология науки : актуальные проблемы, Лебедев, С. А., 2024
  • Шилов, Е. (2007). Лоу С. Философский Тренинг / А. Л. Никифоров, Пер. М.: Аст; Хранитель, 2007. 352 С. Лоу С. Философские Истории / А. Л. Никифоров, Пер. М.: Аст; Хранитель, 2007. 280 С. Вестник Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета. Серия 1: Богословие. Философия, (20). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.14272215

Авторы

  • Селиверстов Владимир Валерьевич