Магистратура
2024/2025





Практика клинической беседы
Статус:
Курс обязательный (Персонология. Консультативная психология и психотерапия)
Кто читает:
Департамент психологии
Когда читается:
1-й курс, 4 модуль
Охват аудитории:
для своего кампуса
Преподаватели:
Елисеева Наталья Витальевна
Язык:
русский
Программа дисциплины
Цель освоения дисциплины
- • формирование представлений о принципах ведения клинической беседы и определение различий между ними и принципами психологической консультации
- • формирование представлений о диагностических критериях личностных расстройств
- • формирование умения оценивать, к какой категории работы относится данный конкретный клиент и выбирать соответствующие инструменты для применения в своей практике
- • Научиться оценивать области функционирования Я
- • Научиться проводить сеанс психотерапии
- • Научиться достижению терапевтических целей
- • Научиться первичной оценке клиентов, используя постановку диагноза по DSM
- • Научиться ставить цели, устанавливать терапевтические рамки и границы, а также формировать терапевтический альянс: слушать, рефлексировать, производить интервенции при работе с аффектом, сопротивлением, переносом, контрпереносом бессознательным конфликтом, защитой
Планируемые результаты обучения
- • Знаком с отличиями работы в формате клинической беседы и в рамках психологической консультации
- • Ознакомлен с важностью установления рамок и границ, как временных, так и диагностических, для клиентов разного уровня функционирования.
- • Умеет формулировать и поставить совместные с клиентом цели в психотерапии или консультировании. Умеет начинать и завершать полный цикл работы с клиентом.
- • Обучен рефлексии, умеет делать поддерживающие и раскрывающие интервенции, умеет быть эмпатическим слушателем.
- • Умеет работать с переносом и сопротивлением. Имеет представление о том, что такое бессознательный конфликт и защита и какую роль они играют при заключении антисуицидального контракта с клиентом.
- • Ознакомлен с диагностическими критериями пограничной, нарциссической, шизоидной, параноидной личности, обладает знаниями по различению этих расстройств.
Содержание учебной дисциплины
- • Тема 1. Что такое клиническая беседа и чем она отличается от формата психологического консультирования. Различие целей и задач, опорных методов и подходов. Правила проведения работы — временные и территориальные.
- • Тема 2. Создание доверительной атмосферы и проведение оценки областей функционирования «Я». Установление рамок и границ работы. Предварительная оценка, для какой категории работы подходит данный клиент.
- • Тема 3. Начало терапии. Информированное согласие и совместная постановка целей. Создание терапевтического альянса. Эмпатическое слушание, поддерживающие, раскрывающие интервенции
- • Тема 4. Сбор информации; опросный лист. Важность сбора семейного анамнеза.
- • Тема 5. Оценка областей безопасности и зон риска. Самоповреждающее поведение.
- • Тема 6. Проведение психотерапии: техника. Аффект, сопротивление, перенос, контрперенос, бессознательный конфликт и защита.
- • Тема 7. Достижение терапевтических целей. Улучшение самовосприятия и регулирование эмоционального состояния. Укрепление взаимоотношений с другими людьми. Повышение адаптации к стрессу, улучшение когнитивных функций.
- • Тема 8. Проработка и завершение. Как решить когда и как завершать терапию или консультирование.
Элементы контроля
- Активность в аудитории
- Транскрипт 2-3 минут работы с клиентом и аудиофрагмент/ работа в аудитории в роли консультанта
- Эссе
Промежуточная аттестация
- 2024/2025 4th moduleОценка за каждый элемент контроля производится по 10-балльной шкале. Оценивается участие в интерактивных занятиях: активность во время групповых дискуссий: Оаудиторная. Ооценивание также происходит по результатам письменного задания – эссе на выбранную тему по пройденному материалу: Оэссе. Итоговое оценивание происходит по результатам набора баллов по трем параметрам. Результирующая оценка высчитывается по формуле: (0,20*Оаудиторная) + (0,40*Оэссе) + (0,40*Отранскрипт/консультирование в аудитории) = Орезультирующая
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Психоаналитическая диагностика : понимание структуры личности в клиническом процессе: учеб. пособие, Мак-Вильямс, Н., 2001
- Тяжелые личностные расстройства : cтратегии психотерапии, Кернберг, О. Ф., 2000
Рекомендуемая дополнительная литература
- Расстройства личности и поведения у детей : учебник для вузов / В. А. Дереча [и др.] ; под редакцией В. А. Деречи. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 247 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-12776-8. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/541839 (дата обращения: 27.08.2024).