Аспирантура
2024/2025




Этика научного исследования
Статус:
Курс по выбору
Кто читает:
Департамент образовательных программ
Когда читается:
1-й курс, 1 семестр
Охват аудитории:
для своего кампуса
Преподаватели:
Канонир Татьяна
Язык:
русский
Программа дисциплины
Аннотация
В современной академической среде следование принципам этики становится неотъемлемой частью профессионального стандарта. В то же время, условия в которых реализуется научно-исследовательская деятельность переживают постоянные изменения. Одной, но не единственной, новацией последних лет можно считать стремительное вхождение искусственного интеллекта в практики преподавания и исследования. Эти изменения требуют осмысления для последующего отражения в этических стандартах. Однако, пока нет устоявшейся позиции профессионального сообщества, как исследователям разрешать встающие перед ними этические дилеммы? Как в принципе функционирует академическая этика? Эти и другие вопросы поднимает дисциплина «Этика научного исследования». Дисциплина направлена на формирование навыка распознавания этических дилемм и рисков нарушения этических стандартов, а также развития понимания краткосрочных и долгосрочных последствий нарушения этических принципов. Также в рамках дисциплины рассматриваются такие практические вопросы как: подготовка документов для рассмотрения этической комиссией университета; разработка форм информированного согласия для исследования; корректный выбор и этическое применение методов исследования, в особенности измерительных инструментов; интерпретация полученных результатов и их публикация.
Цель освоения дисциплины
- Целью освоения дисциплины «Этика научного исследования» является ознакомление с основными этическими принципами в контексте педагогической и исследовательской деятельности. Дисциплина направлена на формирование навыка распознавания этической дилеммы и рисков нарушения этических стандартов, а также развития понимания краткосрочных и долгосрочных последствий нарушения этических принципов в академической и исследовательской деятельности.
Планируемые результаты обучения
- Воспроизводит требования этических стандартов к исследовательской деятельности, называет основные этические принципы.
- Может критически проанализировать планируемое исследование с позиции принятых этических стандартов. Может применить знания этических принципов для подготовки заявки проекта исследования на рассмотрение этической комиссии. Может подготовить форму информированного согласия для своего исследования. Оценивает инструментарий для исследования с позиции требований этики. Может анализировать результаты исследования и их описание и интерпретацию с позиции этики.
- Применяет знания этических принципов при подготовке манускрипта и его подаче на рассмотрение к публикации в научных и других изданиях.
- Распознает этические дилеммы в работе преподавателя.
- Распознает этические дилеммы, применяет этические принципы для анализа новой этической дилеммы.
Содержание учебной дисциплины
- Введение в проблему соблюдения этики в академической и исследовательской деятельности.
- Академическая этика и этические дилеммы в работе преподавателя.
- Этические принципы при планировании и реализации исследования.
- Публикация результатов исследования.
- Актуальные этические проблемы
Промежуточная аттестация
- 2024/2025 1st semester0.3 * Домашнее задание 1 + 0.3 * Домашнее задание 2 + 0.4 * Итоговая работа
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Kevin Lewis, Jason Kaufman, Marco Gonzalez, Andreas Wimmer, & Nicholas Christakis. (2009). Tastes, ties, and time: A new social network dataset using Facebook.com. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.F6301593
- Kirkham, J. J., Dwan, K. M., Blümle, A., von Elm, E., & Williamson, P. R. (2016). How Much Participant Outcome Data Is Missing from Sight: Findings from a Cohort of Trials Submitted to a German Research Ethics Committee. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.EBFFF09A
- Miller, T. (2012). Ethics in Qualitative Research (Vol. Second edition). Los Angeles, Calif: SAGE Publications Ltd. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=683981
- Natalya Maloshonok. (2016). How Perceptions of Academic Honesty at the University Correlates with Student Engagement: Conceptualization and Empirical Research Opportunities. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.FC189D47
- Roth, W.-M., & von Unger, H. (2018). Current Perspectives on Research Ethics in Qualitative Research. Forum: Qualitative Social Research, 19(3), 798–809. https://doi.org/10.17169/fqs-19.3.3155
Рекомендуемая дополнительная литература
- ШМЕЛЕВА ЕВГЕНИЯ ДМИТРИЕВНА. (2015). Академическое Мошенничество В Современных Университетах: Обзор Теоретических Подходов И Результатов Эмпирических Исследований. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.C3B205BE
- Шмелева Евгения Дмитриевна. (2016). Плагиат и списывание в российских вузах: роль образовательной среды и индивидуальных характеристик студента. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.594D7E81