• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Аспирантура 2024/2025

Этика научного исследования

Статус: Курс по выбору
Когда читается: 1-й курс, 1 семестр
Охват аудитории: для своего кампуса
Преподаватели: Канонир Татьяна
Язык: русский

Программа дисциплины

Аннотация

В современной академической среде следование принципам этики становится неотъемлемой частью профессионального стандарта. В то же время, условия в которых реализуется научно-исследовательская деятельность переживают постоянные изменения. Одной, но не единственной, новацией последних лет можно считать стремительное вхождение искусственного интеллекта в практики преподавания и исследования. Эти изменения требуют осмысления для последующего отражения в этических стандартах. Однако, пока нет устоявшейся позиции профессионального сообщества, как исследователям разрешать встающие перед ними этические дилеммы? Как в принципе функционирует академическая этика? Эти и другие вопросы поднимает дисциплина «Этика научного исследования». Дисциплина направлена на формирование навыка распознавания этических дилемм и рисков нарушения этических стандартов, а также развития понимания краткосрочных и долгосрочных последствий нарушения этических принципов. Также в рамках дисциплины рассматриваются такие практические вопросы как: подготовка документов для рассмотрения этической комиссией университета; разработка форм информированного согласия для исследования; корректный выбор и этическое применение методов исследования, в особенности измерительных инструментов; интерпретация полученных результатов и их публикация.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целью освоения дисциплины «Этика научного исследования» является ознакомление с основными этическими принципами в контексте педагогической и исследовательской деятельности. Дисциплина направлена на формирование навыка распознавания этической дилеммы и рисков нарушения этических стандартов, а также развития понимания краткосрочных и долгосрочных последствий нарушения этических принципов в академической и исследовательской деятельности.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Воспроизводит требования этических стандартов к исследовательской деятельности, называет основные этические принципы.
  • Может критически проанализировать планируемое исследование с позиции принятых этических стандартов. Может применить знания этических принципов для подготовки заявки проекта исследования на рассмотрение этической комиссии. Может подготовить форму информированного согласия для своего исследования. Оценивает инструментарий для исследования с позиции требований этики. Может анализировать результаты исследования и их описание и интерпретацию с позиции этики.
  • Применяет знания этических принципов при подготовке манускрипта и его подаче на рассмотрение к публикации в научных и других изданиях.
  • Распознает этические дилеммы в работе преподавателя.
  • Распознает этические дилеммы, применяет этические принципы для анализа новой этической дилеммы.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Введение в проблему соблюдения этики в академической и исследовательской деятельности.
  • Академическая этика и этические дилеммы в работе преподавателя.
  • Этические принципы при планировании и реализации исследования.
  • Публикация результатов исследования.
  • Актуальные этические проблемы
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Домашнее задание 2
  • неблокирующий Домашнее задание 1
  • неблокирующий Итоговая работа
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2024/2025 1st semester
    0.3 * Домашнее задание 1 + 0.3 * Домашнее задание 2 + 0.4 * Итоговая работа
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Kevin Lewis, Jason Kaufman, Marco Gonzalez, Andreas Wimmer, & Nicholas Christakis. (2009). Tastes, ties, and time: A new social network dataset using Facebook.com. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.F6301593
  • Kirkham, J. J., Dwan, K. M., Blümle, A., von Elm, E., & Williamson, P. R. (2016). How Much Participant Outcome Data Is Missing from Sight: Findings from a Cohort of Trials Submitted to a German Research Ethics Committee. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.EBFFF09A
  • Miller, T. (2012). Ethics in Qualitative Research (Vol. Second edition). Los Angeles, Calif: SAGE Publications Ltd. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=683981
  • Natalya Maloshonok. (2016). How Perceptions of Academic Honesty at the University Correlates with Student Engagement: Conceptualization and Empirical Research Opportunities. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.FC189D47
  • Roth, W.-M., & von Unger, H. (2018). Current Perspectives on Research Ethics in Qualitative Research. Forum: Qualitative Social Research, 19(3), 798–809. https://doi.org/10.17169/fqs-19.3.3155

Рекомендуемая дополнительная литература

  • ШМЕЛЕВА ЕВГЕНИЯ ДМИТРИЕВНА. (2015). Академическое Мошенничество В Современных Университетах: Обзор Теоретических Подходов И Результатов Эмпирических Исследований. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.C3B205BE
  • Шмелева Евгения Дмитриевна. (2016). Плагиат и списывание в российских вузах: роль образовательной среды и индивидуальных характеристик студента. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.594D7E81

Авторы

  • Канонир Татьяна
  • Кобзарь Елена Николаевна
  • Завгородняя Ольга Ивановна