Аспирантура
2024/2025



Дигитализация гуманитарного знания
Статус:
Курс по выбору
Кто читает:
Школа лингвистики
Когда читается:
1-й курс, 2 семестр
Охват аудитории:
для своего кампуса
Преподаватели:
Орехов Борис Валерьевич
Язык:
русский
Программа дисциплины
Аннотация
Дисциплина «Дигитализация гуманитарного знания» знакомит слушателей с современными инструментами обработки и анализа гуманитарных данных, технологиями их применения, а также методами сохранения культурного наследия в цифровой форме. Освоение дисциплины позволит приобрести необходимые навыки в области построения графов, визуализации данных и разработки корпусов, а также автоматическим методам классификации гуманитарных данных и других процессов работы с гуманитарным знанием.
Цель освоения дисциплины
- Целями освоения дисциплины «Дигитализация гуманитарного знания» является знакомство с современными инструментами работы с цифровыми данными, технологиями их применения в гуманитарных исследованиях, методами сохранения культурного наследия в цифровой форме.
Планируемые результаты обучения
- Знает основные инструменты цифровой обработки и анализа данных как объекта гуманитарной науки;
- Знает проблематику и важнейшие исследовательские результаты в области цифровой обработки и анализа данных;
- Имеет навыки визуализации данных; построения графов;
- Имеет навыки разработки корпусов; автоматизации классификации и других процессов работы с большими массивами гуманитарного знания; разработки электронных гуманитарных ресурсов;
- Умеет самостоятельно обрабатывать литературные, искусствоведческие, культурные данные; применять к ним новейшие методики анализа;
Содержание учебной дисциплины
- Раздел 1. Digital Humanities: introduction
- Раздел 2. Компьютерные методы обработки текстовых данных
- Раздел 3. Литературоведение в цифровую эпоху.
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Crompton, C., Lane, R. J., & Siemens, R. G. (2016). Doing Digital Humanities : Practice, Training, Research. London: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1360431
- Le Deuff, O. (2018). Digital Humanities : History and Development. London, UK: Wiley-ISTE. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1793705
- Longley Arthur, P., & Bode, K. (2015). Advancing Digital Humanities - Research Methods Theories. Australia, Australia/Oceania: Palgrave Macmillan Ltd. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.E27A6773
- Travis, J., & DeSpain, J. (2018). Teaching with Digital Humanities : Tools and Methods for Nineteenth-Century American Literature. Urbana: University of Illinois Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1875018
Рекомендуемая дополнительная литература
- Alexandra Bolintineanu, & Jaya Thirugnanasampanthan. (2018). The Typewriter Under the Bed: Introducing Digital Humanities through Banned Books and Endangered Knowledge. KULA, (1). https://doi.org/10.5334/kula.30
- Bordalejo, B., & Risam, R. (2019). Intersectionality in Digital Humanities. Leeds: Arc Humanities Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=2297673
- Wohlgenannt, G., Barinova, A., Ilvovsky, D., & Chernyak, E. (2019). Creation and Evaluation of Datasets for Distributional Semantics Tasks in the Digital Humanities Domain. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsarx&AN=edsarx.1903.02671
- Yi Ding. (2019). Is Creative Commons a Panacea for Managing Digital Humanities Intellectual Property Rights? Information Technology & Libraries, 38(3), 34–48. https://doi.org/10.6017/ital.v38i3.10714