• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Аспирантура 2024/2025

Методология философского исследования

Статус: Курс обязательный
Когда читается: 1-й курс, 2 семестр
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский

Программа дисциплины

Аннотация

Данная учебная дисциплина преподается на первом году обучения в аспирантуре. Она следует за курсом "История и философии науки" и делает акцент на особенностях научной методологии в области философии. В рамках данной дисциплины анализируются разнообразные подходы к философскому исследованию, которые существуют в разных школах философской мысли.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Сформировать у аспиранта представление о разнообразии и специфике методов философского исследования, их теоретических предпосылках и ограничениях, особенностях их выбора и применения по отношению к конкретному исследованию
  • Ознакомить аспирантов с критериями оценки эффективности философского исследования и с особенностями написания методологического раздела диссертации
  • Привить учащимся навык критического осмысления собственного методического инструментария
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Демонстрирует навыки критического анализа методологии, применяемой в диссертационном исследовании (своем или чужом)
  • Перечисляет основные методы и методологические подходы, используемые в философии
  • Применяет корректную методологию в своей профессиональной области в зависимости от поставленных исследовательских целей
  • Различает методы научного исследования в области философии
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Введение
  • Методы историко-философского исследования
  • Методы философского анализа текстов
  • Методологическое значение трансцендентализма
  • Феноменология как методология философского исследования
  • Мысленные эксперименты в философии
  • Междисциплинарные подходы в философии
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Презентация методов из своей области исследований
    Учащемуся предлагается два формата доклада: либо на основе анализа классических работ, относящихся к ключевым методам философских исследований (герменевтика, трансцендентализм, методы интеллектуальной истории и пр.), либо на основе наиболее удачного примера применения интересного и эффективного методологического подхода в той литературе, которая используется для диссертации. В докладе следует рассмотреть как особенности и границы применения того методологического подхода, который выбран для презентации, так и показать возможность применения этого подхода в собственном диссертационном исследовании
  • неблокирующий Участие в семинарской работе
    В виде активности засчитывается участие в дискуссии и вопросы, которые заданы докладчику по теме доклада
  • неблокирующий Рецензия на доклады
    После каждого семинара учащимся, которые присутствовали на семинаре, предлагается заполнить форму с вопросами по содержанию докладов, которые были прослушаны. При ответе на вопросы учащиеся должны продемонстрировать способность критически оценивать предложенную методологию с точки зрения достижения собственных целей докладчика. В анонимизированном виде рецензии доступны всем участникам курса.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2024/2025 2nd semester
    0.7 * Презентация методов из своей области исследований + 0.15 * Рецензия на доклады + 0.15 * Участие в семинарской работе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Герменевтика как общая методология наук о духе, Бетти, Э., 2011
  • Что такое интеллектуальная история?, Уотмор, Р., 2023

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Момент Макиавелли : политическая мысль Флоренции и атлантическая республиканская традиция, Покок, Дж. Г. А., 2020
  • Философия науки : общие проблемы познания. Методология естественных и гуманитарных наук: хрестоматия, Аверюшкин, А. Н., 2005

Авторы

  • Дроздова Дарья Николаевна