Магистратура
2024/2025




Научно-исследовательский семинар "Исследования личности в норме и при клинических нарушениях"
Статус:
Курс обязательный (Персонология. Консультативная психология и психотерапия)
Направление:
37.04.01. Психология
Кто читает:
Департамент психологии
Где читается:
Факультет социальных наук
Когда читается:
2-й курс, 1-3 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для своего кампуса
Прогр. обучения:
Консультативная психология. Персонология
Язык:
русский
Кредиты:
6
Программа дисциплины
Аннотация
Научно-исследовательский семинар "Исследования личности в норме и при клинических нарушениях"
Цель освоения дисциплины
- освоение навыков планирования, организации, проведения научных исследований и представление их результатов в устной и письменной формах.
Планируемые результаты обучения
- понимает и определяет основные элементы структуры магистерской диссертации
- знает принципы формулировки цели, проблемы, объекта, предмета, гипотезы, цели и задач, методов исследования
- понимает уровни методологического анализа (философского уровня, общенаучного и частнонаучного)
- понимает основные методологические принципы клинико-психологических исследований
- знает критерии классической, неклассической и постнеклассической научной рациональности
- понимает и определяет область своих исследовательских интересов
- определяет проблемное поле исследования
- осваивает психологического формулирует проблему и обосновывает актуальность исследования, объект и формулирует общую и частные гипотезы исследования, ставит цель и задачи исследования
- знает общие принципы и стандарты публикации результатов научных исследований
- владеет культурой обращения с источниками информации
- владеет знаниями требований ГОСТа к составлению списка литературы
- имеет представление о редакционной политике журналов и знает о принципах профессиональной коммуникации с рецензентами
- умеет искать научную литературу по теме исследования на русском и английском языках
- владеет системным и критическим мышлением
- умеет проводить теоретический анализ научной литературы, а также устанавливать связи между методологией, теорией, концептуальными моделями практическими технологиями на данном этапе развития психологической науки.
- в соответствии с изучаемым психологическим феноменом выбирает подходящие методы исследования и разрабатывает методический комплекс исследования
- понимает принципы проведения психологического исследования, сбора выборки и коммуникации с пациентами различных нозологий (с соматическими, психиатрическими и неврологическими расстройствами). Знает профессионально- этические принципы взаимодействия с респондентами и пациентами различных назологий, демонстрирует эти знания в практике межличностной коммуникации.
- подготовлена полная и развернутая программа магистерского исследования
- составлен план-проспект структуры текста магистерской диссертации
- умеет представлять исследования в устой письменной (абстракт, конференции, статья, диссертация) формах
- умеет проводить теоретический анализ литературы по своей теме и представлять его результаты в контексте разработки и обоснования своего исследования
- умеет проводить исследование и фиксировать его результаты в форме научной публикации
- готов к всесторонней презентации и критическому обсуждению проекта собственного диссертационного исследования
- обоснованы и аргументированы основные методологические позиции и принципы исследования
- знает основные контр-аргументы и дискуссионные моменты по проблеме и методологии исследования
- способен к содержательной аргументации в дискуссиях с оппонентами
- презентует свою работу и участвует в активном обсуждении (с элементами оппонирования) планов диссертационных исследований своих коллег
- успешно защищает свою курсовую работу
Содержание учебной дисциплины
- Тема 1. Научно-исследовательская работа в профессиональной деятельности клинического психолога. Основные принципы магистерского исследования.
- Тема 2. Методологические основы клинико-психологических исследований.
- Тема 3. Тематика курсовых работ и магистерских диссертаций. Выявление и калибровка проблемы научного исследования.
- Тема 4. Культура публикации результатов научных исследований.
- Тема 5. Принципы анализа научной литературы.
- Тема 6. Специфика проведения клинико-психологических исследований.
- Тема 7. Разработка программы магистерского исследования.
- Тема 8. Презентации студентами программ собственных магистерских исследований.
- Тема 9. Принципы оформления и публикации научных исследований.
- Тема 10. Презентации студентами отчетов по этапам: о результатах теоретических и эмпирических изысканий в магистерских исследованиях. Групповые дискуссии с оппонированием.
- Тема 11. Предзащиты курсовых работ.
Промежуточная аттестация
- 2023/2024 4th module0.3 * Групповая домашняя работа + 0.3 * Групповая домашняя работа + 0.3 * Групповая домашняя работа + 0.3 * Групповая домашняя работа + 0.15 * Посещаемость + 0.15 * Посещаемость + 0.15 * Посещаемость + 0.15 * Посещаемость + 0.1 * Посещаемость + 0.1 * Посещаемость
- 2024/2025 3rd module0.2 * Групповая домашняя работа + 0.2 * Групповая домашняя работа + 0.2 * Групповая домашняя работа + 0.2 * Групповая домашняя работа + 0.1 * Посещаемость + 0.1 * Посещаемость + 0.1 * Посещаемость + 0.1 * Посещаемость + 0.1 * Посещаемость + 0.1 * Посещаемость + 0.1 * Презентация + 0.1 * Презентация + 0.2 * Эссе + 0.2 * Эссе
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Корнилова, Т. В. Методологические основы психологии : учебник для вузов / Т. В. Корнилова, С. Д. Смирнов. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 490 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-14531-1. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/477836 (дата обращения: 27.08.2024).
- Невротические стили : пер. с англ., Шапиро, Д., 2016
- Старовойтенко, Е. Б. Персонология: жизнь личности в культуре : монография / Е. Б. Старовойтенко. — Москва : Академический Проект, 2020. — 431 с. — ISBN 978-5-8291-2845-6. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/132708 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
Рекомендуемая дополнительная литература
- Корнилова, Т. В. Экспериментальная психология в 2 ч. Часть 2. : учебник для вузов / Т. В. Корнилова. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 174 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-05187-2. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/452687 (дата обращения: 27.08.2024).
- Патопсихология : учеб. пособие для вузов, Зейгарник, Б. В., 2003
- Тяжелые личностные расстройства : cтратегии психотерапии, Кернберг, О. Ф., 2000