Магистратура
2024/2025




Психология личностных расстройств
Статус:
Курс обязательный (Персонология. Консультативная психология и психотерапия)
Направление:
37.04.01. Психология
Кто читает:
Департамент психологии
Где читается:
Факультет социальных наук
Когда читается:
1-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для своего кампуса
Преподаватели:
Насырова Эльза Фаридовна
Прогр. обучения:
Персонология. Консультативная психология и психотерапия
Язык:
русский
Кредиты:
6
Программа дисциплины
Аннотация
Программа ориентирована на студентов без базового психологического образования, а также студентов-психологов, не знакомых с персонологическим форматом психологии личностных расстройств. Дисциплина направлена на то, чтобы сформировать представления о личностных расстройствах
Цель освоения дисциплины
- формирование представлений о психологии личностных расстройствах в контексте психодинамического подхода
- обучение студентов пониманию относительности понятий «норма» и «патология»
- формирование представления о психопрофилактике
- обучение студентов навыку определять цели, задачи и программы психологического вмешательства с учетом нозологических, социо-культуральных и индивидуально-психологических характеристик и в соответствии с задачами профилактики, лечения, реабилитации и развития
- осуществление теоретического анализа проблем, связанных с дезадаптацией человека и расстройствами психики
- формирование представлений о диагностических ориентирах личностных расстройств
- формирование умений анализировать структуру расстройства личности
Планируемые результаты обучения
- имеет представление о мазохистической (саморазрушающейся) организации личности
- обладает знаниями об особенностях стратегии психотерапии личности с мазохистической (саморазрушающейся) организацией
- имеет представление об основных концепциях личности и расстройств личности, феноменологии личностных расстройств
- понимает междисциплинарный характер дисциплины, ее практическую значимость и прикладную направленность ее задач и исследований
- знает историю, современное состояние проблемы закономерностей нормального и аномального развития, функционирования психики и личности
- прогнозирует изменения и оценивает их динамику в различных сферах психического функционирования человека при медицинском и психологическом воздействии, направленном на гармонизацию жизнедеятельность индивида
- прогнозировать изменения и оценивать их динамику в различных сферах психического функционирования человека при медицинском и психологическом воздействии, направленном на гармонизацию жизнедеятельность индивида
- обладает знаниями о первичных защитных процессах в психоаналитической диагностике личности
- умеет ставить и решать профессиональные задачи в научно-исследовательской и практической деятельности
- обладает знаниями о вторичных защитных процессах в психоаналитической диагностике личности
- имеет представление о нарциссической организации личности
- обладает знаниями об особенностях стратегии психотерапии личности с нарциссической организацией
- обладает знаниями об особенностях стратегии психотерапии личности с шизоидной организацией
- имеет представление о шизоидной организации личности
- обладает знаниями об особенностях стратегии психотерапии личности с пограничной организацией
- имеет представление о пограничной организации личности
- обладает знаниями об особенностях стратегии психотерапии личности с параноидной организацией
- имеет представление о параноидной организации личности
- имеет представление о депрессивной и маниакальной организации личности
- обладает знаниями об особенностях стратегии психотерапии личности с депрессивной организацией, личности с маниакальной организацией
- обладает знаниями об особенностях стратегии психотерапии с ОКР клиентом
- имеет представление об обсессивной и компульсивной организации личности
- имеет представление о истерической (гистрионной) организации личности
- обладает знаниями об особенностях стратегии психотерапии личности с истерической (гистрионной) организацией
Содержание учебной дисциплины
- Тема 1. Понятия «личностные расстройства», «личностные психопатологии», «расстройства характера», «аффективные расстройства», «нарушения поведения». Критерии «патологичности» личностной сферы. Факторы формирования расстройств личности.
- Тема 2. Основные классические и современные психоаналитические концепции происхождения личностных расстройств.
- Тема 3. Вопросы диагностики личностных расстройств. Описательный диагноз, критерии описательной диагностики DSM-IV, МКБ-10.
- Тема 4. Описательная и структурная характеристика основных форм и уровней личностной патологии, в частности симптоматических неврозов и неврозов характера нарциссической, пограничной и психотической личности.
- Тема 5. Первичные защитные процессы в психоаналитической диагностике личности.
- Тема 6. Вторичные защитные процессы в психоаналитической диагностике личности.
- Тема 7. Нарциссическая организация личности. Дифференциальная диагностика. Перенос и контрперенос с нарциссическими клиентами. Ненси Мак-Вильямс, Отто Кернберг, Джеймс Мастерсон.
- Тема 8. Пограничная организация личности. Перенос и контрперенос с пограничными клиентами. Дифференциальная диагностика. Джеймс Мастерсон, Отто Кернберг.
- Тема 9. Шизоидная организация личности. Перенос и контрперенос с шизоидными клиентами. Дифференциальная диагностика. Джеймс Мастерсон, Ненси Мак- Вильямс.
- Тема 10. Параноидная организация личности. Перенос и контрперенос с параноидными клиентами. Дифференциальная диагностика. Ненси Мак- Вильямс.
- Тема 11. Депрессивные и маниакальные организации личности. Перенос и контрперенос с депрессивными клиентами. Дифференциальная диагностика. Ненси Мак-Вильямс.
- Тема 12. Обсессивно и компульсивная организация личности. Перенос и контрперенос с ОКР клиентами. Дифференциальная диагностика. Ненси Мак- Вильямс, Ричард Эрскин, Отто Кернберг.
- Тема 13. Истерическая (гистрионная) организация личности. Перенос и контрперенос с гистрионными клиентами. Дифференциальная диагностика. Ненси Мак- Вильямс.
- Тема 14. Мазохистическая (саморазрушающаяся) личность. Перенос и контрперенос с мазохистическим клиентом. Дифференциальная диагностика. Ненси Мак-Вильямс.
Промежуточная аттестация
- 2024/2025 2nd module0.1 * Аудиторная работа + 0.1 * Аудиторная работа + 0.4 * Экзамен + 0.4 * Эссе
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Клиническая психология : Учебник, Карвасарский, Б.Д., 2007
- Личностные расстройства, Короленко, Ц. П., 2010
- Психоаналитическая диагностика : понимание структуры личности в клиническом процессе: учеб. пособие, Мак-Вильямс, Н., 2001
- Тяжелые личностные расстройства : cтратегии психотерапии, Кернберг, О. Ф., 2000
Рекомендуемая дополнительная литература
- Психология развития, Крайг, Г., 2002