• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2024/2025

Молодежные исследования: культуры, сцены, солидарности

Статус: Курс по выбору (Современный социальный анализ)
Направление: 39.04.01. Социология
Когда читается: 1-й курс, 3 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для всех кампусов НИУ ВШЭ
Прогр. обучения: Современный социальный анализ
Язык: русский
Кредиты: 3

Программа дисциплины

Аннотация

Курс «Молодежные исследования: культуры, сцены, солидарности» посвящён анализу ключевых теоретических и методологических подходов к изучению молодежи в современном обществе. Студенты познакомятся с субкультурным и постсубкультурным подходами, исследуют понятия поколений, гражданства, уязвимости, форм солидарности и молодежной самоидентификации. Особое внимание уделяется молодежным культурным сценам, повседневным практикам, стилям жизни и коллективному опыту. Курс сочетает теоретическое осмысление молодежных феноменов с практикой полевого исследования, включая анализ молодежных компаний, интервью и наблюдения. Участники научатся применять социологические методы к исследованию молодежных сообществ и представлять результаты своей работы в академическом пространстве.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Сформировать у студентов глубокое понимание ключевых теоретических и методологических подходов в области молодежных исследований, включая субкультурные, постсубкультурные и сценно-ориентированные концепции.
  • Обеспечить способность к критическому осмыслению молодежных культурных практик, форм солидарности и идентичностей в условиях глобальных и локальных социальных трансформаций.
  • Развить исследовательские навыки магистрантов, включая проведение полевых исследований молодежных сообществ с использованием качественных методов (интервью, наблюдение, визуальные данные и др.).
  • Способствовать формированию рефлексивной исследовательской позиции, учитывающей этические аспекты и особенности взаимодействия с молодежью как полевым объектом.
  • Подготовить студентов к академическому и публичному представлению результатов эмпирических исследований, включая оформление, презентацию и защиту проектов.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Владеет ключевым концептуальным аппаратом, основными теориями в рамках структурного подхода и постмодернистского прочтения молодежного вопроса
  • Знает, как проводить исследование и представлять результаты исследования в публичном поле с учетом этики в социологических исследования.
  • Понимает специфику изучаемых подходов. Способен применить теоретический аппарат к анализу эмпирического опыта.
  • Умеет представлять результаты исследования для академической аудитории
  • Владеет ключевым концептуальным аппаратом, основными теоретическими подходами.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Введение в молодежные исследования
  • Тема 2. Изучение молодежной повседневности: жизненно-стилевые стратегии в условиях глобализации и индивидуализации.
  • Тема 3. Молодежные (суб)культуры, движения, сцены, солидарности
  • Тема 4. Гендерные режимы, сексуальности и телесность молодежных культурных сцен
  • Тема 5. Потребление/культурное потребление в среде молодежи
  • Тема 6. Социолог в поле с молодежью
  • Тема 7. Презентация результатов исследования молодежи
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Активность на семинарах
    Оценка за посещение семинаров и активное участие в дискуссиях
  • неблокирующий Эссе 1
    Эссе по теории. Объем – до 2000 слов. На основе 3-4 статей или книги (из предложенного списка или своих). С акцентом на 5-10 ключевых тезисах + критик (содержательная).
  • неблокирующий Эссе 2
    Эссе на отдельную тему, например: роль музыки в молодежных культурах; новейшие молодежные субкультуры – источники и принадлежность; имидж молодости – визуальные образы; особенности потребительских трендов и пр.
  • неблокирующий Финальный проект
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2024/2025 3rd module
    0.3 * Активность на семинарах + 0.3 * Финальный проект + 0.2 * Эссе 1 + 0.2 * Эссе 2
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Critical youth studies reader, , 2014
  • Gorur, R., & Te Riele, K. (2015). Interrogating Conceptions of “vulnerable Youth” in Theory, Policy and Practice. Rotterdam: Brill | Sense. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1057258
  • Looking west? : cultural globalization and Russian youth cultures, Pilkington, H., 2002
  • Youth studies : an introduction, Furlong, A., 2013
  • Youth studies : fundamental issues and debates, Cote, J., 2014
  • Молодежь в городе: культуры, сцены и солидарности / Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики», Центр молодежных исследований. — 2-е изд., эл. - 978-5-7598-2208-0 - Омельченко Е. Л., сост. и науч. ред. - 2021 - Москва: ВШЭ - https://ibooks.ru/bookshelf/382755 - 382755 - iBOOKS

Рекомендуемая дополнительная литература

  • DeWalt, K. M., & DeWalt, B. R. (2011). Participant Observation : A Guide for Fieldworkers (Vol. Second edition). Lanham, Maryland: AltaMira Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=481988
  • Wyn, J., & Cahill, H. (Eds.). (2015). Handbook of children and youth studies. Springer Singapore. Retrieved from https://proxylibrary.hse.ru:2103/10.1007/978-981-4451-15-4

Авторы

  • Кузинер Евгения Николаевна
  • Омельченко Елена Леонидовна