2024/2025





Устойчивое развитие – мегатренд 21 века
Статус:
Маго-лего
Кто читает:
Базовая кафедра Института биоорганической химии им. академиков М.М. Шемякина и Ю.А. Овчинникова РАН
Когда читается:
3, 4 модуль
Охват аудитории:
для всех кампусов НИУ ВШЭ
Преподаватели:
Рыскина Елена Анатольевна
Язык:
русский
Кредиты:
6
Программа дисциплины
Аннотация
Длительное глобальное развитие экономики привело к серьезной деградации природной и социальной среды. Экологические проблемы, глобальное потепление климата, социальное неравенство обозначили важность устойчивого развития. Обучение устойчивому развитию можно встретить не только в рамках направлений экономики, менеджмента и юриспруденции (как самые основные сферы в устойчивом развитии), но и в других областях, например, экология, архитектура, дизайн, инжиниринг и медиа. Устойчивое развитие – это не азбука, изучив которую, можно считать задание выполненным. Тема устойчивости меняет мышление, взгляды на привычное мироустройство. Даже в сегодняшних реалиях внутри страны есть тренды на сохранение и развитие повестки, в частности вопросов климата, социальной заботы и привлечения инвестиций, а значит, самое время задуматься о новом витке в образовании и карьерном треке. В результате освоения дисциплины студенты будут понимать концепцию, научные основы, методологические принципы, индикаторы и цели устойчивого развития, смогут оценивать природные, экономические и социокультурные факторы устойчивого развития, выявлять его риски и предпосылки.
Цель освоения дисциплины
- формирование современных представлений об устойчивом развитии как о научной идеологии и прикладной сфере деятельности на основе освоения научных представлений о соответствующей предметной сфере, а также обобщения и переосмысления приобретенных ранее знаний
Планируемые результаты обучения
- В результате успешного освоения темы студент будет различать классификации глобальных проблем, объяснять источники их образования и основные способы решения известных и новых, возникающих глобальных проблем.
- В результате успешного освоения темы студент будет описывать историю формирования концепции устойчивого развития и объяснять основы ее методологии.
- В результате успешного освоения темы студент будет объяснять задачи, которые стоят перед наукой, образованием и воспитанием в области устойчивого развития.
- В результате успешного освоения темы студент будет различать системы индикаторов устойчивого развития и объяснять необходимость разработки новых показателей развития.
- В результате успешного освоения темы студент будет описывать и объяснять концепцию зеленой экономики и основные принципы реализации этой стратегии.
- В результате успешного освоения темы студент будет описывать структура и границы биосферы, а также круговорот основных биогенных веществ и элементов.
- В результате успешного освоения темы студент будет описывать хронологию развития и основные принципиальные положения глобальной климатической политики.
- В результате успешного освоения темы студент будет объяснять различные механизмы комплексных оценок в отношении различных сценариев климатических изменений.
- В результате успешного освоения темы студент будет объяснять концепцию экологического образования для устойчивого развития.
- В результате успешного освоения темы студент будет объяснять новую концепция человека и его развитие.
- В результате успешного освоения темы студент будет описывать принципы построения, функционирования и преобразования в системе управления переходом к устойчивому развитию.
- В результате успешного освоения темы студент будет объяснять двойственный характер бизнеса в реализации стратегии устойчивого развития.
- В результате успешного освоения темы студент будет объяснять сущность и принципы эффективных национальных стратегий по устойчивому развитию, а также формы и координация НСУР.
- В результате успешного освоения темы студент будет объяснять социально-экономические тенденции устойчивого развития в России.
- В результате успешного освоения темы студент будет описывать ключевые направления международного сотрудничества в области устойчивого развития.
- В результате успешного освоения темы студент будет формулировать главные направления развития зеленой экономики
- В результате успешного освоения темы студент будет описывать основные глобальные экологические проблемы и объяснять причины их возникновения.
- В результате успешного освоения темы студент будет называть основные положения программы по устойчивому развитию «Будущее, которого мы хотим».
Содержание учебной дисциплины
- Глобальные проблемы современного мира
- Концепция устойчивого развития и ее эволюция. Экскурс в историю.
- Проблемы науки и образования в переходе к устойчивому развитию.
- Системы индикаторов устойчивого развития.
- Понятие и общая характеристика зеленой экономики. Основные принципы реализации данной стратегии.
- Глобальные экологические проблемы.
- Развитие экологических технологий. Проблемы построения зеленой экономики.
- Учение о биосфере. Законы экологии. Антропогенные факторы возникновения неустойчивости в биосфере.
- Изменения климата как угроза переходу к устойчивому развитию.
- Концепция низкоуглеродного развития.
- Устойчивое развитие и образование. Грамотность, нравственность и культура.
- Социальная составляющая как важнейший компонент концепции устойчивого развития.
- Устойчивое развитие и общество
- Управление устойчивым развитием
- Устойчивое развитие в бизнесе.
- Национальные стратегии устойчивого развития (НСУР).
- Международное сотрудничество в области устойчивого развития
- Концепция устойчивого развития: российский контекст.
Элементы контроля
- Тест 3 на тему "Национальные стратегии УР"Тест пройден, если студент набрал 80% и более. Попыток 1.
- Тест 2 на тему "Стратегия зеленой экономики. Глобальные экологические проблемы".Тест состоит из 10 вопросов. Тест считается пройденным, если студент набрал 80% и более. Дается одна попытка.
- ДЗ 3 на тему "Связь вашей будущей профессии с устойчивым развитием".Эссе оценивается по 10-баллной системе.
- ДЗ 4 на тему "Концепция низкоуглеродного развития, безотходность и цикличность производства".Составить тест из 5 сложных вопросов по теме "Концепции низкоуглеродного развития и экологического образования для устойчивого развития". Сложные вопросы - это вопросы с множественным ответом или вопросы на соответствие.
- Тест 1 по теме "Глобальные проблемы современного мира. Концепция устойчивого развития".Тест состоит из 10 вопросов, для прохождения теста нужно набрать не менее 80 %. Попыток две в один день.
- ДЗ 6 Представить проект бизнеса в интересах устойчивого развития.Представить проект по построению и функционированию бизнеса в системе управления переходом к устойчивому развитию. Можно взять любой бизнес, как пример.
- ДЗ 5 - Составить программу "Экологическое образование в интересах УР"Тест сдан, если студент набрал 80% и более.
- ДЗ 2 на тему "Системы индикаторов устойчивого развития"Задание оценивается по 10-балльной системе.
- Экзамен по курсу "Устойчивое развитие – Мегатренд 21 века".Экзамен в виде письменной работы.
- ДЗ 1 на тему "На какую из 30 целей УР вы потратили ли бы 100 млн рублей?"Представление темы в виде сценария Н5Р на семинаре (сделать презентацию).
Промежуточная аттестация
- 2024/2025 4th module0.05 * ДЗ 1 на тему "На какую из 30 целей УР вы потратили ли бы 100 млн рублей?" + 0.05 * ДЗ 2 на тему "Системы индикаторов устойчивого развития" + 0.1 * ДЗ 3 на тему "Связь вашей будущей профессии с устойчивым развитием". + 0.05 * ДЗ 4 на тему "Концепция низкоуглеродного развития, безотходность и цикличность производства". + 0.1 * ДЗ 5 - Составить программу "Экологическое образование в интересах УР" + 0.1 * ДЗ 6 Представить проект бизнеса в интересах устойчивого развития. + 0.05 * Тест 1 по теме "Глобальные проблемы современного мира. Концепция устойчивого развития". + 0.05 * Тест 2 на тему "Стратегия зеленой экономики. Глобальные экологические проблемы". + 0.05 * Тест 3 на тему "Национальные стратегии УР" + 0.4 * Экзамен по курсу "Устойчивое развитие – Мегатренд 21 века".
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Как устойчивое развитие может изменить мир, Аткиссон, А., 2015
- Устойчивое развитие: вводный курс : Учеб. пособие для вузов, Миркин, Б.М., 2006
Рекомендуемая дополнительная литература
- S. Bobylev N., & С. Бобылев Н. (2017). Устойчивое развитие в интересах будущих поколений: экономические приоритеты // Sustainable Development for Future Generations: Economic Priorities. Мир Новой Экономики // The World of New Economy, (3), 90. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsrep&AN=edsrep.a.scn.wnewec.y2017i3p90.96
- Бобылев Сергей Николаевич. (n.d.). Устойчивое развитие в интересах будущих поколений: экономические приоритеты. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.https%3a%2f%2fcyberleninka.ru%2farticle%2fn%2fustoychivoe-razvitie-v-interesah-buduschih-pokoleniy-ekonomicheskie-prioritety
- Данилина, М. В., Устойчивое развитие : учебное пособие / М. В. Данилина, В. Б. Терновсков. — Москва : Русайнс, 2023. — 125 с. — ISBN 978-5-466-01057-2. — URL: https://book.ru/book/945727 (дата обращения: 27.08.2024). — Текст : электронный.