Бакалавриат
2024/2025





Религиозные системы Ирана
Статус:
Курс обязательный (Язык и литература Ирана)
Направление:
58.03.01. Востоковедение и африканистика
Кто читает:
Институт классического Востока и античности
Где читается:
Факультет гуманитарных наук
Когда читается:
2-й курс, 4 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для всех кампусов НИУ ВШЭ
Преподаватели:
Алонцев Максим Альбертович
Язык:
русский
Кредиты:
5
Программа дисциплины
Аннотация
Дисциплина «Религиозные системы Ирана» охватывает широкий спектр вопросов, касающихся формирования и бытования различных религиозных систем среди иранских народов. Задача курса – познакомить студентов со религиозными памятниками исторического Ирана, с главными вероучениями, вошедшими в историю иранской культуры. Настоящий курс имеет целью познакомить студентов с историей религиозной культуры ираноязычного региона, показав не только своеобразие каждого из рассматриваемых религиозных направлений, но и общие характеристики, прослеживаемые в них. Курс прочно привязан к изучению письменных памятников религиозного содержания и предполагает у студентов способность к их общему текстологическому анализу. В рамках данного курса наряду с обзором этого весьма обширного материала выбирается несколько характерных произведений и тем для более подробного обсуждения. Такое обсуждение позволит студентам не только получить представление о содержании вероучительных концепций, но и освоить методику изучения этих явлений методику и подходы, разработанные научным сообществом при их исследовании.
Цель освоения дисциплины
- Знакомство студентов с историей религиозной мысли Иранского мира
- Формирование у студентов понимания современной религиозной ситуации в Иране на основании исторической картины формирования и бытования в регионе различных религиозных систем
- Знакомство студентов с основными источниками в рамках изучаемой тематики
Планируемые результаты обучения
- Студенты должны знать причины расколов в исламе, понимать их последствия и различия между сложившимися толками
- Студенты должны обладать знаниями об основных догматах ислама, понимать и трактовать ключевые категории ислама как религиозной системы
- Студенты должны знать основные этапы развития суфизма, иметь представление об основных понятиях и концептах суфизма, а также обладать знаниями о видах и жанрах суфийской литературы
- Студенты должны знать предпосылки возникновения бабизма, особенности существования движения и его влияние на последующую бахаистскую традицию
- Студенты должны обладать базовыми знаниями о раннемусульманском аскетическом движении, а также понимать механизмы его влияние на дальнейшее развитие мусульманских мистических традиций
- Студенты должны понимать процесс исламизации Ирана, реакцию на нее со стороны местного населения, ее причины и последствия
- Студенты должны понимать структуру шиитского вероучения, а также знать и уметь определять особенность разнообразных толков в шиизме
- Студенты имеют базовые знания о жизнеописании и пророческой миссии Заратуштры, имеют представление об этической системе зороастризма, а также об образе Заратуштры в зороастрийской и западной традиции
- Студенты имеют представления о составе, содержании и значении Авесты, традиции ее комментирования, а также авестологии
- Студенты обладают базовыми знаниями о ранней истории христианства и проникновении религии в ираноязычную среду
- Студенты обладают знаниями об основных этапах истории зороастрийского учения и излагают особенности каждого из них
Содержание учебной дисциплины
- Зороастризм
- Манихейство
- Иудаизм в доисламском Иране
- Мандеизм
- Догматика ислама
- Суннизм и шиизм
- Исламизация Ирана и реакция на нее. Харизматические пророки
- Разветвление шиитского направления в исламе. Исмаилизм
- Мусульманское аскетическое движение. Возникновение суфизма.
- Суфизм в Иране. Формы, институции и практики
- Бабизм и бахаизм
Элементы контроля
- Семинарские занятияНа семинарских занятиях студенты участвуют в обсуждении предложенных текстов согласно плану семинарского занятия.
- Контрольная работаПисьменная контрольная работа по основным темам курса
- ЭссеЭссе объемом 7500-9000 знаков является итоговой работой по курсу
Промежуточная аттестация
- 2024/2025 учебный год 4 модуль0.2 * Контрольная работа + 0.25 * Семинарские занятия + 0.55 * Эссе
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Abu-Rabiʻ, I. M. (2006). The Blackwell Companion to Contemporary Islamic Thought. Wiley-Blackwell.
- Afnan, Habib Allah, and Ahang Rabbani. Genesis of the Bábi-Bahá'í Faiths in Shíráz and Fárs, BRILL, 2008.
- Rippin, A., & Mojaddedi, J. A. (2017). The Wiley Blackwell Companion to the Qur’an (Vol. Second edition). Hoboken, NJ: Wiley-Blackwell. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1486737
- Williams, A., Stewart, S., & Hintze, A. (2016). The Zoroastrian Flame : Exploring Religion, History and Tradition. [N.p.]: I.B. Tauris. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1260219
Рекомендуемая дополнительная литература
- López Farjeat, L. X., & Taylor, R. C. (2016). The Routledge Companion to Islamic Philosophy. Routledge.