• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2024/2025

Применение ML в кибербезопасности

Статус: Маго-лего
Когда читается: 1 модуль
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Кредиты: 3

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина направлена на изучение возможностей искусственного интеллекта в обеспечении эффективной защиты бизнес-систем в режиме реального времени.В рамках изучения дисциплины студенты узнают возможности актуальных алгоритмов машинного обучения и сферы их применения, научатся основным принципам и приемам работы с данными, познакомятся с системами анализа поведения пользователя, узнают основные концепции нейронных сетей, научатся применять инструменты современных программных платформ, использовать высокоуровневые программные средства, а также разрабатывать надежные модели машинного обучения.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Познакомить студентов с методами машинного обучения в задачах обеспечения кибербезопасности
  • Познакомить студентов с базовой профессиональной терминологией машинного обучения
  • Формирование у студентов навыка использования программных средств в решении задач машинного обучения в сфере кибербезопасности
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Определяет: - основные подходы к оценке качества в задачах классификации и регрессии; - основные принципы ансамблирования моделей; - возможности актуальных алгоритмов машинного обучения, которые широко используются на практике, в основных сферах их применения.
  • Использует: - базовую и профессиональную терминологию в области анализа данных и машинного обучения; - навыки построения и проверки качества моделей машинного обучения.
  • Самостоятельно получает и углубляет знания и формирует представление о состоянии методов машинного обучения.
  • Определяет основные принципы поиска, сбора, очистки, хранения, обработки, анализа и визуализации данных.
  • Использует методы поиска, сбора, и хранения большие объемов данных.
  • Определяет: - как связана статистика и машинное обучение; - основные понятия математической статистики; - различия между описательной и логической статистикой.
  • Демонстрирует применение на практике основных показателей описательной статистики.
  • Внедряет: - методы визуализации данных с использованием высокоуровневых библиотек; - методы статистики для очистки, преобразования и анализа данных.
  • Определяет возможности, методологию и концептуальные ограничения применения машинного обучения в кибербезопасности.
  • Анализирует и выбирает эффективные модели для прикладных задач.
  • Применяет модели машинного обучения для решения прикладных задач с учетом требований информационной безопасности.
  • Различает основные концепции и методы машинного обучения, применяемые при решении задач регрессии и классификации.
  • Применяет методы ансамблирования моделей машинного обучения.
  • Решает стандартные задачи с использованием высокоуровневых программных средств машинного обучения.
  • Распознает основные концепции алгоритма кластеризации k-means.
  • Применяет инструменты современных программных платформ Data Science and Machine Learning для решения задач кластеризации.
  • Решает задачи прогнозирования поведения временных рядов с использованием python.
  • Определяет основные концепции нейронных сетей и методы их обучения.
  • Разбирается: - как строить и обучать многослойную нейронную сеть на основе персептронов; - как строить и обучать глубокую сверточную сеть.
  • Использует инструменты современных программных платформ Data Science and Machine Learning для решения задач машинного обучения с помощью нейронных сетей.
  • Демонстрирует навыки использования высокоуровневых программных средств для построения нейронных сетей.
  • Определяет: - понятие и назначение MLOPS; - как правильно построить цикл обучения и отправки модели в производственную среду; - основные показатели мониторинга моделей машинного обучения.
  • Применяет инструменты современных программных платформ контейнеризации для упаковки и развертывания моделей.
  • Интерпретирует значения показателей мониторинга моделей машинного обучения.
  • Использует высокоуровневые программные средства для построения конвейеров машинного обучения.
  • Определяет: - существующие методы состязательных атак; - существующие методы защиты от атак, их плюсы и минусы.
  • Разрабатывает модели ML, обладающие высокой степенью устойчивости к атакам.
  • Внедряет методы интерпретации моделей ML.
  • Использует высокоуровневые программные средства для тестирования устойчивости моделей машинного обучения.
  • Определяет основные подходы к оценке качества в задачах классификации и регрессии.
  • Определяет основные принципы ансамблирования моделей.
  • Определяет возможности актуальных алгоритмов машинного обучения, которые широко используются на практике, в основных сферах их применения.
  • Использует базовую и профессиональную терминологию в области анализа данных и машинного обучения.
  • Определяет основные принципы поиска, сбора, очистки, хранения, обработки, анализа и визуализации данных.
  • Использует методы поиска, сбора и хранения больших объемов данных.
  • Определяет как связана статистика и машинное обучение.
  • Определяет основные понятия математической статистики.
  • Определяет различия между описательной и логической статистикой.
  • Внедряет методы визуализации данных с использованием высокоуровневых библиотек.
  • Внедряет методы статистики для очистки, преобразования и анализа данных.
  • Владеет методологией решения задач машинного обучения с учетом требований информационной безопасности.
  • Понимает методы ансамблирования моделей машинного обучения.
  • Разбирается в правилах решения стандартных задач с использованием высокоуровневых программных средств машинного обучения.
  • Владеет методами классификации для решения практической задачи кибербезопасности.
  • Определяет инструменты современных программных платформ Data Science and Machine Learning для решения задач кластеризации.
  • Разбирается в правилах решения задач прогнозирования поведения временных рядов с использованием python.
  • Разбирается как строить и обучать многослойную нейронную сеть на основе персептронов.
  • Разбирается как строить и обучать глубокую сверточную сеть.
  • Понимает, как использовать инструменты современных программных платформ Data Science and Machine Learning для решения задач машинного обучения с помощью нейронных сетей.
  • Понимает, как использовать высокоуровневые программные средства для построения нейронных сетей.
  • Определяет понятие и назначение MLOPS.
  • Определяет как правильно построить цикл обучения и отправки модели в производственную среду.
  • Определяет основные показатели мониторинга моделей машинного обучения.
  • Понимает, как использовать инструменты современных программных платформ контейнеризации для упаковки и развертывания моделей.
  • Разбирается, как использовать высокоуровневые программные средства для построения конвейеров машинного обучения.
  • Определяет существующие методы состязательных атак.
  • Определяет существующие методы защиты от атак, их плюсы и минусы.
  • Разрабатывает модели ML, обладающие высокой степенью устойчивости к атакам.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Введение в машинное обучение
  • Тема 2. Сбор, очистка и обработка данных
  • Тема 3. Применение статистики ML и визуализация данных
  • Тема 4. Машинное обучение в контексте кибербезопасности
  • Тема 5. Классические методы машинного обучения. Обучение с учителем
  • Тема 6. Классические методы машинного обучения. Обучение без учителя. Другие методы обучения
  • Тема 7. Основы нейронных сетей и глубокое обучение
  • Тема 8. Внедрение и развертывание моделей ML
  • Тема 9. Методы обеспечения безопасности ML
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Домашнее задание, проверяемое преподавателем (тема 4)
    Процедура сдачи: 1. Студент выполняет все предлагаемые этапы задания (для каждого задания предусмотрены индивидуальные требования). 2. Студент прикрепляет ссылку на выполненное задание в LMS. По ссылке есть доступ. 3. Преподаватель в LMS оставляет обратную связь на выполненную работу
  • неблокирующий Домашние задание с проверкой на вебинаре и с автопроверкой (темы 2 и 3)
    Процедура сдачи: 1. Студент выполняет все предлагаемые этапы задания. 2. Студент прикрепляет ссылку на выполненное задание в LMS. По ссылке есть доступ. 3. Название файла содержит фамилию и имя студента и номер ДЗ
  • неблокирующий Тесты по лекциям (темы 1,3,5)
    Процедура сдачи: Студенты выполняют тест в LMS. Тест содержит 10 вопросов. При ответе на вопрос нужно выбрать один или несколько правильных ответов. В этом случае в тексте вопроса будет дано особое указание. Время выполнения теста - 30 минут. Студент может пройти тест 2 раз.
  • неблокирующий Хакатон
    Процедура сдачи: 1. Подготовка - Определить тему хакатона. - Подготовить необходимые ресурсы: данные, документацию, инструменты. - Создать группы участников (по 3-5 человек). 2. Реализация - на заключительном вебинаре).Команды работают над проектами в течении отведенного времени. 3. Подготовка презентации: - Каждая команда готовит краткую презентацию (3-5 минут) своего проекта. - Определение ключевых моментов: проблема, решение, демонстрация работы. 4. Презентация проектов и обсуждение результатов - Команды по очереди представляют свои проекты - Команды получают обратную связь от преподавателя.
  • неблокирующий Итоговое практическое задание (экзамен)
    Итоговый экзамен по дисциплине проводится в форме решения итогового практического задания. 1. Задание выполняется в предварительно сформированных командах  2. Перед выполнением задания необходимо определить роли каждого из участников команды 3. Команда выполняет все этапы итогового задания в соответствии с требованиями и поставленной задачей. 4. Прикрепляет ссылку в LMS на выполненное задание, доступ по ссылке открыт для комментирования. 5. Название файла содержит наименование команды и название ДЗ (Итоговое практическое задание) 6. Подготовлена презентация для защиты своего итогового практического задания. 7. Команда защищает свое итоговое практическое задание перед преподавателем и одногруппниками онлайн. 8. На вебинаре преподаватель даёт студентам обратную связь и выставляет оценк
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2024/2025 1st module
    0.2 * Домашнее задание, проверяемое преподавателем (тема 4) + 0.1 * Домашние задание с проверкой на вебинаре и с автопроверкой (темы 2 и 3) + 0.4 * Итоговое практическое задание (экзамен) + 0.1 * Тесты по лекциям (темы 1,3,5) + 0.2 * Хакатон
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Платонов, А. В.  Машинное обучение : учебное пособие для вузов / А. В. Платонов. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 85 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-15561-7. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/520544 (дата обращения: 27.08.2024).
  • Флах, П. Машинное обучение. Наука и искусство построения алгоритмов, которые извлекают знания из данных / П. Флах. — Москва : ДМК Пресс, 2015. — 400 с. — ISBN 978-5-97060-273-7. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/69955 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Хуттер, Ф. Введение в автоматизированное машинное обучение (AutoML) : справочник / Ф. Хуттер, Л. Коттхофф, Х. Ваншорен , перевод с английского В. С. Яценкова.. — Москва : ДМК Пресс, 2023. — 256 с. — ISBN 978-5-93700-196-2. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/348104 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Шелухин, О. И. Искусственный интеллект и машинное обучение в кибербезопасности : учебно-методическое пособие / О. И. Шелухин, А. В. Осин, Д. И. Раковский. — Москва : МТУСИ, 2022. — 52 с. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/333755 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.

Авторы

  • Аксенова Ольга Вениаминовна
  • Евсютин Олег Олегович
  • Яганова Мадина Владимировна