2024/2025![Цель освоения дисциплины](/f/src/global/i/edu/objectives.svg)
![Планируемые результаты обучения](/f/src/global/i/edu/results.svg)
![Содержание учебной дисциплины](/f/src/global/i/edu/sections.svg)
![Элементы контроля](/f/src/global/i/edu/controls.svg)
![Промежуточная аттестация](/f/src/global/i/edu/intermediate_certification.svg)
![Список литературы](/f/src/global/i/edu/library.svg)
Введение в экологию, ESG-повестка как новый стандарт предпринимательства
Статус:
Маго-лего
Кто читает:
Школа инноватики и предпринимательства
Когда читается:
3 модуль
Охват аудитории:
для своего кампуса
Преподаватели:
Полякова Наталия Владимировна
Язык:
русский
Кредиты:
3
Программа дисциплины
Аннотация
В курсе рассматриваются ключевые понятия экологии, как науки, формируются компетенции в области нормативно-правового регулирования экологических отношений, рассматриваются вопросы реализации инновационных проектов и предпринимательства, в том числе венчурного.Курс раскрывает общие принципы экологии, охраны природы, различные взгляды и позиции по экологическим проблемам, с которыми столкнулось человечество в рамках глобального развития экономики. Отдельное внимание уделяется формированию и развитию Концепции устойчивого развития, как одному из приоритетных направлений деятельности компаний и общества, а также вопросам внедрения ESG-принципов, приверженности ESG-инвестированию и ESG-трансформации компаний, как одного из перспективных направлений современного развития. В рамках курса рассматриваются глобальные экологические проблемы общества, даются рекомендации о сохранении и улучшении экологической ситуации, в целях сохранения природы для будущих поколений и снижения рисков для здоровья, а также рассматриваются типовые стратегии и лучшие практики в области экологии.
Цель освоения дисциплины
- Цель дисциплины «Введение в экологию, ESG-повестка как новый стандарт предпринимательства» – формирование компетенций в области экологии, нормативно-правового регулирования экологических отношений, возникающих в рамках развития глобальной экономики, а также при реализации инновационных проектов и венчурного предпринимательства. При изучении дисциплины раскрываются принципы и подходы к выявлению основных экологических проблем и вызовов стоящих перед человечеством, рассматриваются основные концепции и теории охраны и сохранения окружающей среды и улучшения условий обитания человека и животных, а также рассматриваются типовые стратегии и лучшие практики внедрения ESG-принципов в бизнес-модели корпораций, что позволяет адаптировать бизнес к принципам экологической (E), социальной (S) и корпоративной (G) ответственности бизнеса.
- Задачи дисциплины: - изучение основных положений, развития и глобального пересмотра взглядов на экологическое развитие общества, что явилось толчком к зарождению и развитию Концепции устойчивого развития, как одного из приоритетных направлений деятельности компаний и общества в целом; - анализ понятий ESG-подход, ESG-инвестирование, принципы устойчивого развития, цели устойчивого развития, нулевой выброс, зеленые облигации, возобновляемые источники энергии и др. - изучение ESG-подхода к деятельности российских компаний, рассмотрение основных направлений ESG-трансформации мировой экономики и приоритетные отрасли для обеспечения устойчивого развития экономики России; - рассмотрение содержания ESG-факторов, анализ позиций российских и зарубежных компаний в ESG-рейтингах; - овладение инструментарием по организационным, экономическим и техническим средствам применения на практике основных положений лучших стратегий и лучших практик внедрения ESG-принципов в бизнес-модели корпораций. Курс «Введение в экологию, ESG-повестка как новый стандарт предпринимательства» НИУ ВШЭ удовлетворяет основным требованиям, предъявляемым к образовательным компонентам учебных планов, установленных в НИУ ВШЭ.
Планируемые результаты обучения
- Знать основные понятия и термины в сфере экологии
- Знать основные нормативно-правовые акты в сфере экологии (основы экологического права)
- Знать основные положения Концепции устойчивого развития, а также ESG-принципы в бизнес-модели корпораций, что позволяет адаптировать бизнес к принципам экологической (E), социальной (S) и корпоративной (G) ответственности бизнеса
- Знать основные направления развития Концепции устойчивого развития и теории охраны и сохранения окружающей среды и улучшения условий обитания человека и животных
- Знать основания возникновения основных загрязнений окружающей среды, в том числе определения последствий антропогенного воздействия.
- Уметь применять нормы экологического права к конкретным практическим ситуациям
- Уметь творчески использовать полученные умения и навыки при реализации ESG-подхода к деятельности компании
- Уметь самостоятельно продолжить процесс изучения экологии и экологического права в соответствии с практическими потребностями, а также в случае изменения законодательства.
- Владеть основами экологии и экологического права
- Владеть механизмами управления процессами формирования и использования ESG-подхода в деятельности компании
- Владеть современными формами и методами управления процессами технологического развития и инвестирования на основе ESG-подхода с учетом положений Концепции устойчивого развития и имеющихся стратегий и лучших экологических практик
- Владеть навыками по идентификации и оценке новых технологий
- Владеть навыками работы с нормативно-правовыми актами и международными договорами.
Содержание учебной дисциплины
- Тема 1. Общие положения экологии, как науки.
- Тема 2. Глобальные проблемы биосферы.
- Тема 3. Нормативно-правовая база (экологическое право).
- Тема 4. Концепция устойчивого развития.
- Тема 5. ESG-повестка.
Элементы контроля
- Посещение занятийОценка за посещение занятий
- оценка за результаты семинаров (практических занятий)В качестве результатов семинаров и домашнего задания выступает подготовка полного комплекта материалов по внедрению ESG-принципов в организации или усовершенствованию существующих ESG-принципов организации.
- оценка за защиту результатов практических занятий и домашней работыЗащита прилагаемых документов и материалов. Студентами (в рабочей группе) должна быть подготовлена презентация проекта на 5-8 слайдов и доклад продолжительностью 5-7 минут. Защита устно на завершающем семинаре (практическом занятии).
- Дифференцированный зачет по теоретической части курсаСтуденты, проявившие особую активность в ходе семинаров (практических занятий) и домашней работы, а также на защите проекта (см. пп. В) могут быть освобождены от зачета. В этом случае за результат зачета принимается результат защиты кейса по пп. В). Решение принимается преподавателем с учетов всех критериев оценивания (см. Раздел III). Дифференцированный зачет проводится в письменной форме в течение 30 минут и включает ответы на 15 (пятнадцать) обязательных вопросов и 2 общих вопроса (на оценку не влияют и позволяют преподавателю усовершенствовать данный курс): • за каждый правильный ответ студент получает 1 балл, за неправильный ответ - 0 баллов.
Промежуточная аттестация
- 2024/2025 3rd module0.4 * Дифференцированный зачет по теоретической части курса + 0.1 * Посещение занятий + 0.3 * оценка за защиту результатов практических занятий и домашней работы + 0.2 * оценка за результаты семинаров (практических занятий)
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Алимов, А. М. Экологическая химия : 2019-08-14 / А. М. Алимов, Ф. Ф. Зиннатов, Н. Р. Касанова. — Казань : КГАВМ им. Баумана, 2018. — 25 с. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/122930 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
Рекомендуемая дополнительная литература
- Актуальные проблемы экологии : сборник научных трудов / под редакцией И. Б. Заводника [и др.]. — Гродно : ГрГУ им. Янки Купалы, 2020. — 203 с. — ISBN 978-985-582-362-0. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/262532 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.