• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2024/2025

Введение в экологию, ESG-повестка как новый стандарт предпринимательства

Статус: Маго-лего
Когда читается: 3 модуль
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Кредиты: 3

Программа дисциплины

Аннотация

В курсе рассматриваются ключевые понятия экологии, как науки, формируются компетенции в области нормативно-правового регулирования экологических отношений, рассматриваются вопросы реализации инновационных проектов и предпринимательства, в том числе венчурного.Курс раскрывает общие принципы экологии, охраны природы, различные взгляды и позиции по экологическим проблемам, с которыми столкнулось человечество в рамках глобального развития экономики. Отдельное внимание уделяется формированию и развитию Концепции устойчивого развития, как одному из приоритетных направлений деятельности компаний и общества, а также вопросам внедрения ESG-принципов, приверженности ESG-инвестированию и ESG-трансформации компаний, как одного из перспективных направлений современного развития. В рамках курса рассматриваются глобальные экологические проблемы общества, даются рекомендации о сохранении и улучшении экологической ситуации, в целях сохранения природы для будущих поколений и снижения рисков для здоровья, а также рассматриваются типовые стратегии и лучшие практики в области экологии.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Цель дисциплины «Введение в экологию, ESG-повестка как новый стандарт предпринимательства» – формирование компетенций в области экологии, нормативно-правового регулирования экологических отношений, возникающих в рамках развития глобальной экономики, а также при реализации инновационных проектов и венчурного предпринимательства. При изучении дисциплины раскрываются принципы и подходы к выявлению основных экологических проблем и вызовов стоящих перед человечеством, рассматриваются основные концепции и теории охраны и сохранения окружающей среды и улучшения условий обитания человека и животных, а также рассматриваются типовые стратегии и лучшие практики внедрения ESG-принципов в бизнес-модели корпораций, что позволяет адаптировать бизнес к принципам экологической (E), социальной (S) и корпоративной (G) ответственности бизнеса.
  • Задачи дисциплины: - изучение основных положений, развития и глобального пересмотра взглядов на экологическое развитие общества, что явилось толчком к зарождению и развитию Концепции устойчивого развития, как одного из приоритетных направлений деятельности компаний и общества в целом; - анализ понятий ESG-подход, ESG-инвестирование, принципы устойчивого развития, цели устойчивого развития, нулевой выброс, зеленые облигации, возобновляемые источники энергии и др. - изучение ESG-подхода к деятельности российских компаний, рассмотрение основных направлений ESG-трансформации мировой экономики и приоритетные отрасли для обеспечения устойчивого развития экономики России; - рассмотрение содержания ESG-факторов, анализ позиций российских и зарубежных компаний в ESG-рейтингах; - овладение инструментарием по организационным, экономическим и техническим средствам применения на практике основных положений лучших стратегий и лучших практик внедрения ESG-принципов в бизнес-модели корпораций. Курс «Введение в экологию, ESG-повестка как новый стандарт предпринимательства» НИУ ВШЭ удовлетворяет основным требованиям, предъявляемым к образовательным компонентам учебных планов, установленных в НИУ ВШЭ.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знать основные понятия и термины в сфере экологии
  • Знать основные нормативно-правовые акты в сфере экологии (основы экологического права)
  • Знать основные положения Концепции устойчивого развития, а также ESG-принципы в бизнес-модели корпораций, что позволяет адаптировать бизнес к принципам экологической (E), социальной (S) и корпоративной (G) ответственности бизнеса
  • Знать основные направления развития Концепции устойчивого развития и теории охраны и сохранения окружающей среды и улучшения условий обитания человека и животных
  • Знать основания возникновения основных загрязнений окружающей среды, в том числе определения последствий антропогенного воздействия.
  • Уметь применять нормы экологического права к конкретным практическим ситуациям
  • Уметь творчески использовать полученные умения и навыки при реализации ESG-подхода к деятельности компании
  • Уметь самостоятельно продолжить процесс изучения экологии и экологического права в соответствии с практическими потребностями, а также в случае изменения законодательства.
  • Владеть основами экологии и экологического права
  • Владеть механизмами управления процессами формирования и использования ESG-подхода в деятельности компании
  • Владеть современными формами и методами управления процессами технологического развития и инвестирования на основе ESG-подхода с учетом положений Концепции устойчивого развития и имеющихся стратегий и лучших экологических практик
  • Владеть навыками по идентификации и оценке новых технологий
  • Владеть навыками работы с нормативно-правовыми актами и международными договорами.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Общие положения экологии, как науки.
  • Тема 2. Глобальные проблемы биосферы.
  • Тема 3. Нормативно-правовая база (экологическое право).
  • Тема 4. Концепция устойчивого развития.
  • Тема 5. ESG-повестка.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Посещение занятий
    Оценка за посещение занятий
  • неблокирующий оценка за результаты семинаров (практических занятий)
    В качестве результатов семинаров и домашнего задания выступает подготовка полного комплекта материалов по внедрению ESG-принципов в организации или усовершенствованию существующих ESG-принципов организации.
  • неблокирующий оценка за защиту результатов практических занятий и домашней работы
    Защита прилагаемых документов и материалов. Студентами (в рабочей группе) должна быть подготовлена презентация проекта на 5-8 слайдов и доклад продолжительностью 5-7 минут. Защита устно на завершающем семинаре (практическом занятии).
  • неблокирующий Дифференцированный зачет по теоретической части курса
    Студенты, проявившие особую активность в ходе семинаров (практических занятий) и домашней работы, а также на защите проекта (см. пп. В) могут быть освобождены от зачета. В этом случае за результат зачета принимается результат защиты кейса по пп. В). Решение принимается преподавателем с учетов всех критериев оценивания (см. Раздел III). Дифференцированный зачет проводится в письменной форме в течение 30 минут и включает ответы на 15 (пятнадцать) обязательных вопросов и 2 общих вопроса (на оценку не влияют и позволяют преподавателю усовершенствовать данный курс): • за каждый правильный ответ студент получает 1 балл, за неправильный ответ - 0 баллов.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2024/2025 3rd module
    0.4 * Дифференцированный зачет по теоретической части курса + 0.1 * Посещение занятий + 0.3 * оценка за защиту результатов практических занятий и домашней работы + 0.2 * оценка за результаты семинаров (практических занятий)
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Алимов, А. М. Экологическая химия : 2019-08-14 / А. М. Алимов, Ф. Ф. Зиннатов, Н. Р. Касанова. — Казань : КГАВМ им. Баумана, 2018. — 25 с. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/122930 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Актуальные проблемы экологии : сборник научных трудов / под редакцией И. Б. Заводника [и др.]. — Гродно : ГрГУ им. Янки Купалы, 2020. — 203 с. — ISBN 978-985-582-362-0. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/262532 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.

Авторы

  • Полякова Наталия Владимировна
  • Кантер Кирилл Сергеевич