• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2024/2025

Качественные методы исследований в психологии: продвинутый уровень

Статус: Маго-лего
Когда читается: 4 модуль
Охват аудитории: для всех кампусов НИУ ВШЭ
Преподаватели: Фам Анна Хунговна
Язык: русский
Кредиты: 3

Программа дисциплины

Аннотация

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления Программа разработана в соответствии с: Оригинальным образовательным стандартом НИУ ВШЭ. Цели дисциплины: знакомство с целями, задачами и методологией качественных исследований в психологии; освоение практических навыков сбора и анализа эмпирических данных с использованием методов и техник качественного анализа. Текущий контроль - домашние задания по каждому из тематических разделов семинара. Промежуточный контроль - взвешенная сумма оценок по текущему контролю.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • знакомство с целями, задачами и методологией качественных исследований в психологии
  • освоение практических навыков сбора и анализа эмпирических данных с использованием методов и техник качественного анализа
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Осуществляет поиск дополнительной информации, необходимой для планирования качественного исследования и уточнения параметров качественной обработки данных
  • Под научным руководством дает содержательную интерпретацию полученным результатам, способен осмыслить полученные результаты в общем академическом контексте исследуемой проблематики
  • Под научным руководством осуществляет планирование качественного исследования и обработку данных качественными методами
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Общее представление о качественных исследованиях в психологии
  • Требования к планированию и представлению результатов качественного исследования
  • Введение в методологию изучения единичных случаев (case study)
  • Планирование и проведение исследования единичных случаев
  • Контент-анализ
  • Феноменологическое описание
  • Конденсация смыслов
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Активность
    Оценки за каждый сдвоенный семинар выставляются в рабочей ведомости и сообщаются студентам после занятий.
  • неблокирующий Доклад
    Тема доклада выбирается каждым из студентов самостоятельно и предварительно согласовывается с преподавателем, чтобы избежать возможного дублирования тем выступления разных студентов. Источники для подготовки доклада они ищут также самостоятельно. По окончании выступления студента группа задает ему вопросы по прослушанному материалу, ответы на которые также учитываются при выставлении оценки.
  • неблокирующий Активность
    Активность на каждой сдвоенной учебной паре отмечается в текущей ведомости.
  • неблокирующий Итоговый отчет
    Студенты объединяются в группы для выполнения задания самостоятельно. Количество участников в каждой группе не должно превышать 4 человека. Преподаватель не участвует в оценке итоговых работ, но предоставляет всем группам развернутую устную обратную связь по выполненным работам.
  • неблокирующий Тест
    Тест пишется на заключительном занятии 1 модуля учебного курса или в специально оговоренный день, офлайн в учебной аудитории (на бумажных носителях). Пользоваться дополнительными материалами в процессе написания теста не разрешается.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2024/2025 4th module
    0.3 * Доклад + 0.6 * Итоговый отчет + 0.1 * Тест
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Yin, R. K. . (DE-588)136005616, (DE-576)163641544. (2014). Case study research : design and methods / Robert K. Yin. Los Angeles, Calif. [u.a.]: Sage. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edswao&AN=edswao.380931494
  • Бусыгина, Н. П.  Качественные и количественные методы исследований в психологии : учебник для вузов / Н. П. Бусыгина. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 423 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-03063-1. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/510940 (дата обращения: 27.08.2024).
  • Методология качественных исследований в психологии : учеб. пособие / Н.П. Бусыгина. — М. : ИНФРА-М, 2018. — 304 с. — (Высшее образование: Бакалавриат). - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/944401
  • Сведберг, Р. (2010). Interview ; Интервью. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.AC868737

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Gerring, J. (2007). Case Study Research : Principles and Practices. New York: Cambridge University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=185849
  • Packard, R. D., & Dereshiwsky, M. I. (1989). Case Study Research: A Model for Single-Setting, Embedded, Focus-Group Interview Design & Analysis Procedures. Assessment and Evaluation of an Educational Reform Program in a Rural Arizona School District. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=eric&AN=ED314476
  • Seawright, J., & Gerring, J. (2008). Case Selection Techniques in Case Study Research: A Menu of Qualitative and Quantitative Options. Political Research Quarterly, 61(2), 294–308. https://doi.org/10.1177/1065912907313077
  • Woodside, A. G. (2010). Case Study Research : Theory, Methods and Practice (Vol. 1st ed). Bingley: Emerald Group Publishing Limited. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=329086
  • Алмаев, Н.А. Применение контент-анализа в исследованиях личности: методические вопросы : монография / Н.А. Алмаев. - Москва : Институт психологии РАН, 2012. - 167 с. - (Методы психологии). - ISBN 978-5-9270-0242-9. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1060391
  • Кодола, Н. В. Интервью: Методика обучения. Практические советы : учебное пособие / Н. В. Кодола. — 2-е изд., испр., перераб. и доп. — Москва : Аспект Пресс, 2011. — 174 с. — ISBN 978–5–7567–0605–5. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/68818 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Кучинский, Г. М. (2009). Феноменологический метод в психологии. Карл Ясперс. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.73F6D3CA
  • Шульга Е.Н. Проблематика предпонимания в герменевтике, феноменологии и социологии. - М., 2004. - 174 с. ISBN 5-201-02130-1 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/346454

Авторы

  • Чумакова Мария Алексеевна
  • Кургинян Сергей Сергеевич
  • Фам Анна Хунговна