• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2024/2025

Демография

Статус: Курс обязательный (Городское планирование)
Направление: 07.03.04. Градостроительство
Когда читается: 3-й курс, 4 модуль
Формат изучения: с онлайн-курсом
Онлайн-часы: 24
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Кредиты: 3

Программа дисциплины

Аннотация

Курс «Демография» является специализированной демографической дисциплиной для студентов образовательной программы «Городское планирование». Курс нацелен на то, чтобы дать студентам представление о фундаментальных основах методов сбора и анализа информации о населении, особенностях протекания демографических процессов в населении. Задачей курса является изучение основ демографического анализа, а также овладение базовыми навыками анализа и оценки демографической ситуации, демографических тенденций и демографических структур населения. Акцент будет сделан на умении пользоваться различными источниками демографической информации, расчете базовых показателей структуры населения и анализе основных показателей рождаемости, смертности и миграции населения.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Курс нацелен на то, чтобы дать студентам представление о базовых демографических показателях, научить их рассчитывать и правильно интерпретировать. Студенты будут понимать основные закономерности развития демографических процессов и структур в России и в мире и знать проблематику современных демографический исследований.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Демонстрирует понимание теории второго демографического перехода и исторической эволюции рождаемости и брачности, а также их современные тенденции развития.
  • Демонстрирует понимание теории эпидемиологического перехода и исторической эволюции смертности, особенностей российской модели смертности, различия в смертности городского и сельского населения.
  • Знает основные источники статистических данных о населении.
  • Знает основные показатели, характеризующие смертность населения и правильно их интерпретирует.
  • Имеет представления о притягивающих и выталкивающих факторах миграции и ее роли в формировании населения городов, влиянии на ее рынок труда.
  • Оценивает положительные и отрицательные стороны старения населения и эффективность мер по минимизации возникающих негативных эффектов.
  • Понимает взаимосвязи возрастно-полового состава населения и демографических процессов, протекающих в городах, регионах и стране, а также в целом в мире.
  • Умеет пользоваться статистикой текущего учета, переписей населения, выборочных обследований и ведомственной информацией.
  • Анализирует цели, основные направления и меры демографической и миграционной политики, принимаемые на федеральном, региональном и муниципальном уровнях
  • Демонстрирует понимание концепции демографического перехода
  • Демонстрирует понимание метода демографических таблиц.
  • Знает основные методы стандартизации демографических коэффициентов
  • Знает основные показатели, характеризующие рождаемость и брачность населения, правильно их интерпретирует.
  • Знает основные источники статистических данных о населении и умеет пользоваться статистикой текущего учета, переписей населения, выборочных обследований и ведомственной информацией.
  • Имеет представление о возрастно-половом составе населения и о характеризующих его показателях. Умеет строить и интерпретировать возрастно-половую пирамиду населения. Оценивает степень старения населения и очерчивает положительные и отрицательные его стороны.
  • Умеет нанести на демографическую сетку демографические совокупности и события. Умеет различать 2 вида демографического анализа. Может очертить систему показателей, характеризующая демографические процессы, их взаимосвязь, достоинства и недостатки.
  • Знает систему показателей, характеризующих рождаемость и брачность населения, их достоинства и недостатки, правильно их интерпретирует. Описывает исторические тенденции рождаемости и брачности. Демонстрирует понимание теории второго демографического перехода, его признаках и знает особенности современных тенденций рождаемости и брачности в России и других странах. Формулирует концепцию демографического перехода, движущие его силы, этапы прохождения, последствия в мире и России.
  • Формулирует систему показателей, характеризующих миграцию населения. Выделяет основные направления миграции и центры притяжения внутренних мигрантов в России. Перечисляет притягивающие и выталкивающие факторы миграции и ее роли в формировании населения городов, влиянии на ее рынок труда, возрастно-половой состав населения. Систематизизует опыт миграционной политики в России, ее направлений, целей и результатов.
  • Систематизирует направления демографическое политики в России. Выделяет ее цели. Сравнивает взгляды на эффективность проводимой демографическое демографическое политики в России. Формулирует принципы построения прогноза населения когортно-компонентным методом и называет необходимые данные для его построения.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • 1. Введение в демографию. Источники данных о населении.
  • 2. Состав населения по полу и возрасту. Старение населения
  • 3. Основные принципы демографического анализа
  • 4. Смертность. Эпидемиологический переход
  • 5. Особенности рождаемости и брачности в городах
  • 6. Миграция населения. Международная миграция. Внутренняя миграция. Региональные особенности миграционных процессов в России
  • 7. Демографические модели
  • 8. Демографические прогнозы
  • 9. Демографический переход
  • 10. Демографическая и миграционная политика
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Мини-контрольные работы
    Для текущего контроля усвоения материала на семинарах проводятся мини-контрольные работы (продолжительностью 10-15 минут). Работы выполняются в присутствии преподавателя, студентам предлагается дать короткие ответы на поставленные вопросы по заранее прочитанной литературе (1-2 статьи/материала) и/или материалам лекций и/или решить задачу.
  • неблокирующий Письменное домашнее задание (подготовка аналитического текста)
    Аналитический текст о демографической ситуации (динамика численности и структурных характеристик населения, разных видов демографической нагрузки, компонентов движения населения, рождаемости, смертности, миграции) в одном из российских городов в последние десятилетия (не мене 10 лет), с элементами сравнения со среднероссийской, региональной или др. (сопоставимые города) ситуацией. Параметры: Times NewRoman, 12 кегль, интервал 1,5, объем 10-12 страниц, наличие 1-2 рисунков/графиков и списка литературы.
  • неблокирующий Письменный экзамен
    В письменном экзамене предлагаются в качестве заданий: тестовый вопросы с одним или несколькими правильными ответами, задачи, открытые вопросы, задания на построение графиков.
  • неблокирующий Аудиторная работа
    Активность на семинарах в виде решения демографических задач, участие в дискуссиях, в виде формулирования содержательных вопросов и высказывания аргументированного мнения.
  • неблокирующий Онлайн-курс демография
    Прохождение теста по онлайн-курсу Демография
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2024/2025 учебный год 4 модуль
    0.04 * Аудиторная работа + 0.3 * Мини-контрольные работы + 0.01 * Онлайн-курс демография + 0.15 * Письменное домашнее задание (подготовка аналитического текста) + 0.5 * Письменный экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Алексей Евгеньевич Щур, & Сергей Андреевич Тимонин. (2020). Центр-периферийные различия продолжительности жизни в России: региональный анализ. Демографическое Обозрение, 7(3), 108–133. https://doi.org/10.17323/demreview.v7i3.11638
  • Алексей Евгеньевич Щур. (2019). Города-миллионники на карте смертности России. Демографическое Обозрение, (4), 66. https://doi.org/10.17323/demreview.v5i4.8663
  • Время демографических перемен: избр. ст. - 978-5-7598-1264-7 - Вишневский А. Г. - 2015 - Москва: ВШЭ - https://ibooks.ru/bookshelf/352936 - 352936 - iBOOKS
  • Демографическая история и демографическая теория - 978-5-7598-1706-2 - Вишневский А.Г. - 2019 - Москва: ВШЭ - https://ibooks.ru/bookshelf/362025 - 362025 - iBOOKS
  • Демография : учеб. пособие для вузов, Денисенко, М. Б., 2007
  • Демография : учебник / В.М. Медков. — 2-е изд. — М. : ИНФРА-М, 2019. — 332 с. + Доп. материалы [Электронный ресурс; Режим доступа http://www.znanium.com]. — (Высшее образование: Бакалавриат). — www.dx.doi.org/10.12737/907. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/1037625
  • Лилия Борисовна Карачурина, & Никита Владимирович Мкртчян. (2017). Межрегиональная миграция в России: возрастные особенности. Демографическое Обозрение, 3(4), 47–65. https://doi.org/10.17323/demreview.v3i4.3205
  • Население России 2016 [Текст]: двадцать четвертый ежегодный демографический доклад - 978-5-7598-1772-7 - Захаров С.В., отв. ред. - 2018 - Москва: ВШЭ - https://ibooks.ru/bookshelf/362092 - 362092 - iBOOKS

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Смертность от внешних причин в России с середины XX века - 978-5-7598-1397-2 - Вишневский А.Г., науч. ред. и рук. авт. колл. - 2017 - Москва: ВШЭ - https://ibooks.ru/bookshelf/362028 - 362028 - iBOOKS

Авторы

  • Абылкаликов Салават Иргалиевич
  • Карачурина Лилия Борисовна