• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2024/2025

Психология

Статус: Курс обязательный (Городское планирование)
Направление: 07.03.04. Градостроительство
Когда читается: 4-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Преподаватели: Павлова Милада Владимировна
Язык: русский
Кредиты: 4

Программа дисциплины

Аннотация

Продвинутая психология для студентов 4-го курса ОП "Городское планирование". Курс «Психология здорового города» изучает взаимодействие человека с городской средой, выявляя, как урбанизированное пространство воздействует на психологическое состояние, поведенческие реакции и социальные связи горожан. В этом курсе город рассматривается как основная среда обитания человека, которая одновременно может быть источником стресса и средством его преодоления. В рамках курса исследуется, как физическое пространство городов может способствовать благополучию людей, повышению эффективности их деятельности и улучшению качества жизни. Студенты познакомятся с основными теориями, концепциями и методами психологии города через интерактивные лекции и практические семинары. Обсуждаемые темы включают салютогенный и биофильный дизайн городских пространств, влияние города на массовое поведение, климатическую тревожность и адаптацию к изменениям климата, стратегии, предлагаемые Американской ассоциацией планировщиков (АРА), а также успешные примеры внедрения психологических принципов в городское планирование. Курс направлен на формирование у студентов глубокого понимания взаимодействий между человеком и городом, а также на осознание принципов развития городских пространств, которые улучшают качество жизни и способствуют устойчивому развитию городской среды.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Ознакомление с основными взглядами на взаимодействие человека и городской среды.
  • Понимание влияния городской среды на психическое здоровье и поведение людей.
  • Анализ индивидуальных способов средовой самоподдержки и стихийной психотерапии
  • Формирование экологического мышления и навыков анализа городской среды с позиций психологии и устойчивого развития.
  • Осмысление психотерапевтического потенциала городской среды для коррекционных, реабилитационных и рекреационных задач.
  • Учет психологических потребностей горожан в процессе городского планирования.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Студенты знакомы с особенностями поведения и социального взаимодействия жителей мегаполиса.
  • Студенты понимают значение междисциплинарного подхода в городском планировании и роль психологии в анализе городской жизни.
  • Студенты имеют представление о психологических потребностях людей в городской среде и их влиянии на поведение и социальные взаимодействия.
  • Студенты знакомы с основными аспектами использования технологий в городах и их влиянием на повседневную жизнь.
  • Студенты знакомы с методами анализа городской среды и способны использовать их для первичного понимания психологии городского планирования.
  • Студенты имеют представление о моделях взаимодействия человека и среды.
  • Студенты способны анализировать и оценивать влияние урбанистических факторов на поведение, социальные взаимодействия и психическое здоровье горожан.
  • Студенты знакомы с основными теориями и методами психологии городской среды.
  • Студенты знакомы с исследованиями безопасности в большом городе.
  • Знакомы с методами анализа городской среды и способны использовать их для первичного понимания психологии городского планирования.
  • Студенты знают особенности современной цивилизации (по К. Лоренцу) и способны анализировать их с точки зрения рисков и ресурсов для психологического благополучия человека.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1: Введение в психологию «здорового» города.
  • Тема 2: Пространственное восприятие города.
  • Тема 3: Психология городского поведения.
  • Тема 4: Урбанизация и психическое здоровье.
  • Тема 5: Личное и общественное пространство.
  • Тема 6: Городские символы и идентичность.
  • Тема 7: Экологическая психология и устойчивое развитие.
  • Тема 8: Безопасность и страх в городской среде.
  • Тема 9: Технологии и умные города.
  • Тема 10: Будущее городов и новые вызовы.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Индивидуальное задание 1
    Определите тему в городском планировании для вашей курсовой работы. Найдите и проанализируйте три прикладных исследования на стыке психологии и вашей области, выбрав как классические, так и новейшие публикации. Включите в анализ тему, цель, методы и выводы, демонстрируя связь между психологией и городским планированием; объясните, как эти исследования расширяют ваше понимание и могут быть применены в вашей работе; сформулируйте ключевые вопросы для дальнейших исследований. Ваш анализ должен показать влияние психологических аспектов на городское планирование и указать направления для будущих разработок. Проверяет планируемые результаты обучения: - Дает студентам представление о роли психологии в исследованиях города и создании здоровой городской среды - Дает студентам знания о практическом применении концепций, изучаемых психологией городской среды - Позволяет понять, как студент может использовать психологии для своей сферы исследования - Развивает навыки анализа теоретических источников и критической оценки исследований - Проверяет умение выявлять проблемные области и предлагать новые направления интервенций и исследований.
  • неблокирующий Кино: Методы визуальной антропологии
    Исследование городской среды и её влияния на поведение и взаимодействия жителей с помощью методов визуальной антропологии. Студенты работают в группах по 5-6 человек, выбирая тему из предложенных преподавателем или согласовывая свою. Исследование должно включать видеонаблюдение, интервью или фотодокументирование для фиксации влияния городской среды на поведение, образ жизни и психологическое благополучие горожан. На основе собранных данных создайте короткометражный видеофильм (до 5 минут), включающий ключевые наблюдения и анализ. Подготовьте презентацию с изложением инсайтов, выводов и предложений по применению полученных знаний в урбанистике. Проверяет планируемые результаты обучения: - Умение собирать качественные данные о городской территории - Умение проводить исследования на территории - Умение проблематизировать городское пространство - Умение определять потребности горожан на основе наблюдений и анализа городских сред - Позволяет взаимодействовать со средой для лучшего понимания средовых условий Умение делать выводы на основе анализа сред и предлагать практические решения
  • неблокирующий Групповое задание 2
    Студенты, работающие в смежных областях городского планирования, объединяются в группы по 3-2 человека для поиска в научной литературе и последующего анализа программ и интервенций в своей области, направленных на улучшение качества жизни и психического здоровья горожан, а также удовлетворение их психологических потребностей. Важно выбрать программы, которые не повторяют уже обсуждавшиеся примеры. Работа должна включать определение исходных условий, целей программы, шагов для их достижения, целевой аудитории, описание результатов выбранных работ, драфты предложений для исследований и подготовку презентации для семинара. Проверяет планируемые результаты обучения: - Умение подбирать, анализировать, систематизировать и критически осмыслять информацию из различных научных источников - Позволяет получить знания о планировании и проведении интервенций - Позволяет собрать теоретическую базу для планирования интервенций
  • неблокирующий Групповое задание 3 "Интервенция"
    Студенты, работающие в смежных областях городского планирования, объединяются в группы по 3-2 человека для разработки программы интервенций, направленной на решение локальной задачи по улучшению качества жизни и психического здоровья горожан. Программа должна включать определение исходных условий и проблемы, формулировку целей, описание шагов для их достижения, указание целевой аудитории, описание предполагаемых результатов и подготовку презентации для семинара. Проверяет планируемые результаты обучения: - Умение подбирать, анализировать, систематизировать и критически осмыслять информацию из различных научных источников - Умение ставить гипотезы и выбирать релевантные методы для их проверки - Умение планировать интервенции - Умение использовать знания о психологии города для разработки решений для улучшения психологического состояния горожан
  • неблокирующий Аудиторная активность
    Аудиторная работа: Формула оценивания: Посещаемость * 0.4 + Аудиторная активность * 0.6
  • неблокирующий Финальное эссе
    Расскажите о своей специализации в городском планировании и теме курсовой работы. Проанализируйте, как знания из курса "Психология здорового города" могут изменить ваш подход к решению задач в этой области. Подумайте, какие задачи можно пересмотреть с учетом новых методик. Тема эссе должна пересекаться с курсовой работой и быть согласована с преподавателем. Эссе должно содержать 4-5 страниц (до 15,000 знаков без учета схем, планов, таблиц и аналогов), не менее 3 российских и 3 иностранных источников, включая новые публикации последних 5 лет. Структура эссе должна быть следующей: постановка проблемы (с акцентом на аспектах, влияющих на психическое здоровье и благополучие), краткое изложение современного положения дел, обязательно – обсуждение взаимовлияния российских и зарубежных традиций, прикладные аспекты решения проблемы. Проверяет планируемые результаты обучения: - Понимание способа применения концепций и методик, полученных на курсе «Психология здорового города», в урбанистике - Умение подбирать, анализировать, систематизировать и критически осмыслять информацию из различных научных источников - Умение анализировать текущие проблемы в выбранных научных областях и делать выводы - Умение обосновывать и описывать планируемые шаги интервенций
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2024/2025 2nd module
    0.2 * Аудиторная активность + 0.1 * Групповое задание 2 + 0.2 * Групповое задание 3 "Интервенция" + 0.1 * Индивидуальное задание 1 + 0.2 * Кино: Методы визуальной антропологии + 0.2 * Финальное эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Комфортная городская среда как фактор благополучия жителей города : монография / М. Е. Стадолин, С. П. Косарин, Б. Г. Убушаева [и др.] ; под общ. ред. И. В. Милькиной. — Москва : Русайнс, 2024. — 224 с. — ISBN 978-5-466-06144-4. — URL: https://book.ru/book/953588 (дата обращения: 26.08.2024). — Текст : электронный.
  • Психология города : как быть счастливыми в мегаполисе, Кидуэлл, П., 2018

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Городская среда и развитие человеческого потенциала в городе Перми: проблемы, перспективы, задачи : [доклад], Администрация г. Перми, 2013
  • Жизненное пространство семьи: объединение и разделение. — 2-е изд. (эл.) — (Расширение горизонтов) - 978-5-98563-496-9 - Нартова-Бочавер С. К., Бочавер К. А., Бочавер С. Ю. - 2017 - Москва: Генезис - https://ibooks.ru/bookshelf/382626 - 382626 - iBOOKS

Авторы

  • Павлова Милада Владимировна