2024/2025


История Древней Греции в науке XXI века
Статус:
Маго-лего
Кто читает:
Институт классического Востока и античности
Когда читается:
3, 4 модуль
Охват аудитории:
для всех кампусов НИУ ВШЭ
Преподаватели:
Можайский Андрей Юрьевич
Язык:
русский
Кредиты:
6
Программа дисциплины
Аннотация
Аннотация: дисциплина направлена на изучение основ истории Древней Греции с учетом новейших достижений комплексного изучения источников. В рамках курса студенты узнают о том, какие факторы повлияли на становление эгейских цивилизаций Бронзового века, а также на становление греческой цивилизации в период Раннего железного века. Значительное внимание уделено политической и социально-экономической истории Греции в архаический, классический, а также эллинистический периоды. Особенностью программы является то, что анализ исторического процесса включает не только интерпретацию литературных источников, но и в значительной степени археологических, эпиграфических, топографических данных, а также демонстрацию визуального источникового материала.
Цель освоения дисциплины
- Целью освоения дисциплины является способность Охарактеризовать основные исторические процессы становления развития и трансформации эгейских цивилизаций, среди которых особое место занимают классическая греческая цивилизация.
Планируемые результаты обучения
- Знание ключевых особенностей и определяющих процессов периода.
- Знание периодов войны, умение объяснить ее причины и последствия.
- Понимание причин усиления Македонии, поражения греческих полисов и успехов Александра. Знание основных этапов его походов и завоеваний.
- Понимание роли природной среды в формировании "молодых" цивилизаций Средиземноморья и отличий природы Балкан от природы Ближнего Востока. Умение объяснить, как это сказалось на развитии экономической системы данных регионов.
- Студент должен иметь представление о ключевых этапах исследования микенской цивилизации и роли письменности в ее жизни.
- Студент должен назвать органы афинской демократии и объяснить их функционирование.
- Студент должен указать главные особенности феномена греческой культуры и объяснить ее всемирно-историческое значение.
- Студент должен уметь объяснить почему Афины вышли на передовые позиции в конце архаического периода.
- Студент должен уметь объяснить, каким образом (и до какой степени) гомеровские тексты используются для реконструкции истории данного периода.
- Студент располагает сведениями о греческих колониях, может объяснить причины колонизации, ориентируется в древнегреческой религии и мифологии.
- Умение показать отличие Спарты от других греческих полисов, роль законов Ликурга и Спарты после их принятия.
- Умение показать отличия древнегреческих городов-государств от ближневосточных общин зависимых земледельцев и преимущества полиса, объяснить причины неустойчивости тираний и значение архаики.
- Умение указать причины важных сдвигов в афинском обществе, знание основных этапов греко-персидских войн и их последствий.
- Умение указать характерные черты эллинизма.
Содержание учебной дисциплины
- История древней Греции 1. «Молодые» цивилизации Средиземноморья: новый этап мировой истории. Греция: природно-географические условия и население. Источники и история изучения древней Греции.
- 2. Крито-микенская цивилизация.
- 3. Троянская война и падение микенских царств. «Темные» века.
- 4. Архаическая Греция. Возникновение общины граждан. Экономический рост и социальные конфликты. Феномен «старшей» тирании.
- 5. Великая греческая колонизация. Греческие колонии в Северном Причерноморье. Религия и ее место в жизни древних греков.