• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2024/2025

История Древней Греции в науке XXI века

Статус: Маго-лего
Когда читается: 3, 4 модуль
Охват аудитории: для всех кампусов НИУ ВШЭ
Язык: русский
Кредиты: 6

Программа дисциплины

Аннотация

Аннотация: дисциплина направлена на изучение основ истории Древней Греции с учетом новейших достижений комплексного изучения источников. В рамках курса студенты узнают о том, какие факторы повлияли на становление эгейских цивилизаций Бронзового века, а также на становление греческой цивилизации в период Раннего железного века. Значительное внимание уделено политической и социально-экономической истории Греции в архаический, классический, а также эллинистический периоды. Особенностью программы является то, что анализ исторического процесса включает не только интерпретацию литературных источников, но и в значительной степени археологических, эпиграфических, топографических данных, а также демонстрацию визуального источникового материала.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целью освоения дисциплины является способность Охарактеризовать основные исторические процессы становления развития и трансформации эгейских цивилизаций, среди которых особое место занимают классическая греческая цивилизация.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знание ключевых особенностей и определяющих процессов периода.
  • Знание периодов войны, умение объяснить ее причины и последствия.
  • Понимание причин усиления Македонии, поражения греческих полисов и успехов Александра. Знание основных этапов его походов и завоеваний.
  • Понимание роли природной среды в формировании "молодых" цивилизаций Средиземноморья и отличий природы Балкан от природы Ближнего Востока. Умение объяснить, как это сказалось на развитии экономической системы данных регионов.
  • Студент должен иметь представление о ключевых этапах исследования микенской цивилизации и роли письменности в ее жизни.
  • Студент должен назвать органы афинской демократии и объяснить их функционирование.
  • Студент должен указать главные особенности феномена греческой культуры и объяснить ее всемирно-историческое значение.
  • Студент должен уметь объяснить почему Афины вышли на передовые позиции в конце архаического периода.
  • Студент должен уметь объяснить, каким образом (и до какой степени) гомеровские тексты используются для реконструкции истории данного периода.
  • Студент располагает сведениями о греческих колониях, может объяснить причины колонизации, ориентируется в древнегреческой религии и мифологии.
  • Умение показать отличие Спарты от других греческих полисов, роль законов Ликурга и Спарты после их принятия.
  • Умение показать отличия древнегреческих городов-государств от ближневосточных общин зависимых земледельцев и преимущества полиса, объяснить причины неустойчивости тираний и значение архаики.
  • Умение указать причины важных сдвигов в афинском обществе, знание основных этапов греко-персидских войн и их последствий.
  • Умение указать характерные черты эллинизма.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • История древней Греции 1. «Молодые» цивилизации Средиземноморья: новый этап мировой истории. Греция: природно-географические условия и население. Источники и история изучения древней Греции.
  • 2. Крито-микенская цивилизация.
  • 3. Троянская война и падение микенских царств. «Темные» века.
  • 4. Архаическая Греция. Возникновение общины граждан. Экономический рост и социальные конфликты. Феномен «старшей» тирании.
  • 5. Великая греческая колонизация. Греческие колонии в Северном Причерноморье. Религия и ее место в жизни древних греков.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Activity
  • блокирующий Oral interview
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2024/2025 4th module
    0.5 * Activity + 0.5 * Oral interview

Авторы

  • Хомченкова Варвара Валентиновна