Магистратура
2021/2022




Стратегическое мышление в биоэкономике
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Статус:
Курс обязательный (Биоэкономика)
Направление:
19.04.01. Биотехнология
Кто читает:
Факультет биологии и биотехнологии
Где читается:
Факультет биологии и биотехнологии
Когда читается:
1-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для своего кампуса
Прогр. обучения:
Биоэкономика
Язык:
русский
Кредиты:
5
Контактные часы:
84
Программа дисциплины
Аннотация
Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает требования к образовательным результатам и результатам обучения студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа предназначена для преподавателей, ведущих дисциплину «Стратегическое мышление в биоэкономике», учебных ассистентов и студентов направления подготовки 19.04.01 Биотехнология, обучающихся по образовательной программе «Биоэкономика». Программа учебной дисциплины разработана в соответствии с: Образовательным стандартом НИУ ВШЭ по направлению 19.04.01 Биотехнология; Образовательной программой «Биоэкономика» и объединенным учебным планом по образовательной программе «Биоэкономика». Данная учебная дисциплина включена в базовую часть (Major) Учебного плана 19.04.01 Биотехнология. Осваивается на 1 курсе в модулях 1-2. Основные положения дисциплины «Стратегическое мышление в биоэкономике» будут использоваться в рамках изучения дисциплины «Особенности нормативного регулирования биоэкономики в России и в мире» и др., в рамках ключевых семинаров, а также при прохождении практик на 1-2 курсах образовательной программы «Биоэкономика».
Цель освоения дисциплины
- Целью изучения данной дисциплины является формирование у магистрантов представлений о концептуальных основах стратегического управления, развитие навыков стратегического анализа и разработки стратегии в различных отраслях биоэкономики. Курс состоит из методологической и практической частей, способствующих практическому усвоению методов и моделей стратегического анализа и разработки стратегии, дает знания о ключевых долгосрочных технологических и рыночных трендах в различных отраслях биоэкономики, ориентирован на развитие навыков стратегического мышления и принятия стратегических решений.
- Задачи дисциплины заключаются в: обучении методологии стратегического анализа; изучении современных технологических трендов развития биоэкономики; изучении современного состояния рынков биотехнологии в России и за рубежом; изучении бизнес-моделей и успешных бизнес-кейсов создания биотехнологических компаний на глобальных рынках; получении практических навыков по разработке стратегий и бизнес-моделированию в биоэкономике.
Планируемые результаты обучения
- Знание методов и моделей: Ассоциативные карты будущего, форсайт-метод, дорожные карты.
- Знание методов и моделей: Базовые элементы бизнес-модели. Типовые бизнес-модели. Методы защиты бизнеса. Подрывные инновации; Фазы миграции ценности.
- Знание методов и моделей: Конкурентные стратегии: лидерство по издержкам, дифференциация, фокусирование. Наступательные стратегии. Оборонительные стратегии. Стратегии интеграции, концентрации, диверсификации. Стратегии коммерциализации инноваций.
- Знание методов и моделей: Модель PEESTI –анализа Модель 5 факторов конкуренции Умение определять границы отраслей Владение методами сегментации рынка
- Знание методов и моделей: Модель цепочки создания стоимости Классификация ресурсов организации Классификация организационных способностей Владение методами оценки издержек по видам деятельности.
- Знание понятий: биоэкономика, экономика замкнутого цикла, низкоуглеродная экономика.
- Знание понятий: внешняя (окружающая) среда организации, отрасль, рынок, макро и микро уровни внешней среды, сегмент рынка, ключевые факторы успеха.
- Знание понятий: ключевые компетенции организации, ресурсы, организационные способности, ценностные дисциплины, цепочка создания стоимости, конкурентоспособность компании, инновационная деятельность.
- Знание понятий: миссия, видение, конкуренция, стоимость, ценность, конкурентное преимущество, стратегические цели, стратегия. Стратегии развития биоэкономики на разных уровнях: национальные стратегии, отраслевые стратегии, корпоративные стратегии.
- Знание понятий: неопределенность, дедукция, индукция, субъект управления, объект управления, системный анализ, парадигма, стратегический процесс, стратегические альтернативы, стратегические решения, стратегический синтез.
- Знание понятий: Подрывные инновации.
- Знание трендов: мировая биоэкономика в цифрах.
- Знание трендов: профиль и формат национальных и наднациональных стратегий развития биоэкономики: опыт Европейского Союза, США, Китая (документы; лица, принимающие решения; бюджеты; целевые показатели); направления развития биоэкономики и избранные проекты.
- Представление о современных рыночных и технологических трендах на рынках питания. Знание центров компетенций и мировых экосистем в данной сфере. Понимание бизнес-моделей и стратегий коммерциализации инновационных разработок.
- Представление о современных рыночных технологических трендах в аграрной сфере. Знание ключевых центров компетенций и мировых экосистем в данной сфере. Понимание бизнес-моделей и стратегий коммерциализации инновационных разработок.
- Представление о современных рыночных технологических трендах в биофармацевтике. Знание ключевых центров компетенций и мировых экосистем в данной сфере. Понимание бизнес-моделей и стратегий коммерциализации инновационных разработок.
- Представление о современных рыночных технологических трендах в области экотехнологий. Знание ключевых центров компетенций и мировых экосистем в данной сфере. Понимание бизнес-моделей и стратегий коммерциализации инновационных разработок.
- Представление о современных рыночных технологических трендах в химической отрасли. Знание ключевых центров компетенций и мировых экосистем в данной сфере. Понимание бизнес-моделей и стратегий коммерциализации инновационных разработок.
Содержание учебной дисциплины
- Введение в биоэкономику
- Целеполагание в биоэкономике
- Основы моделирования будущего
- Модели и методы стратегического анализа: внешняя среда
- Модели и методы стратегического анализа: внутренняя среда
- Сборка стратегии: стратегии конкуренции
- Сборка стратегии: бизнес-модель организации
- Стратегии в биоэкономике: пищевая отрасль на горизонте 2030-2050 гг.
- Стратегии в биоэкономике: аграрная отрасль на горизонте 2030-2050 гг.
- Стратегии в биоэкономике: биофармацевтика комплекс на горизонте 2030-2050 гг.
- Стратегии в биоэкономике: химическая отрасль на горизонте 2030-2050 гг.
- Стратегии в биоэкономике: утилизация и переработка отходов на горизонте 2030-2050 гг.
Промежуточная аттестация
- 2021/2022 учебный год 1 модуль0.5 * Защита проекта + 0.5 * Экзамен
- 2021/2022 учебный год 2 модуль0.5 * 2021/2022 учебный год 1 модуль + 0.5 * Экзамен
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Ващалова Т. В. - УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ 3-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры - М.:Издательство Юрайт - 2018 - 186с. - ISBN: 978-5-534-07850-3 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/ustoychivoe-razvitie-423853
- Менеджмент, ориентированный на рынок : стратегический и операционный маркетинг : учебник, Ламбен, Ж.-Ж., 2008
- Миграция ценности : что будет с вашим бизнесом послезавтра?, Сливотски, А., 2006
- Минцберг Г. Стратегическое сафари: Экскурсия по дебрям стратегического менеджмента / Г. Минцберг, Б. Альстранд, Ж. Лампель. – Альпина Паблишер, 2017. – Текст: электронный. – URL: https://hse-alpinadigital-ru.proxylibrary.hse.ru/book/421 – Режим доступа: по подписке.
- Национальная экономика. Ч.1:, Розанова, Н. М., 2017
- Национальная экономика. Ч.2:, Розанова, Н. М., 2017
- Построение бизнес-моделей: Настольная книга стратега и новатора / Остервальдер А., Пинье И., - 2-е изд. - М.:Альпина Пабл., 2016. - 288 с.: ISBN 978-5-9614-1844-6 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/916078
- Современный стратегический анализ : учебник, Грант, Р., 2008
- Структура отраслевых рынков : учебник для вузов, Шерер, Ф. М., 1997
- Томпсон А.А., Стрикленд А.Дж. Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегии: Учебник для вузов / Пер. с англ. под ред. Л.Г. Зайцева, М.И. Соколовой. — М. : Банки и биржи, ЮНИТИ, 2017. - 576 с. - ISBN 978-5-85173-059-5. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1028918
Рекомендуемая дополнительная литература
- Маркетинговые исследования : учебник для магистров, Галицкий, Е. Б., 2012