2024/2025





Сюжеты традиционной живописи Китая
Статус:
Общеуниверситетский факультатив
Кто читает:
Институт классического Востока и античности
Когда читается:
3 модуль
Охват аудитории:
для всех
Преподаватели:
Волчкова Елизавета Витальевна
Язык:
русский
Кредиты:
5
Программа дисциплины
Аннотация
Настоящий курс включает в себя три тематических блока. Первый из них посвящен истории коллекционирования китайской живописи на Западе и обсуждения ее наиболее значительных коллекций в крупнейших музеях мира. Здесь также будут рассматриваться вопросы эволюции восприятия дальневосточного искусства на Западе, проблемы атрибуции и подделок в современных музейных коллекциях. Специфика коллекционирования была напрямую связана с эволюцией понимания характерных для дальневосточной культуры эстетических принципов, анализу которых посвящен следующий блок занятий. Китайская живописная культура была тесным образом связана с философской и поэтической традицией и опиралась на систему символов и образов, общую для разных направлений традиционной мысли Китая. Опираясь на анализ источников по теории китайской живописи, мы попробуем выделить основные философские концепции и поэтические образы, нашедшие отражение в живописной традиции, а также сформулировать наиболее важные принципы построения живописных произведений разных жанров и направлений. Наконец, третья часть курса предполагает разбор основных сюжетов китайской живописи и ставит целью познакомить слушателей с их культурным и историческим контекстом, символикой и особенностями интерпретации. Здесь будут разбираться символика трактовки пейзажа, специфика и виды портретных изображений, эволюция идеала женской красоты и приемов его передачи в живописи, модели визуальной репрезентации власти, цветовая и числовая, растительная и зооморфная символика в китайской традиции и т.д.
Цель освоения дисциплины
- знакомство студентов с основными эстетическими принципами, школами и направлениями, типами сюжетов традиционной китайской живописи
- сообщение важнейших сведений об их культурном и историческом контексте.
Планируемые результаты обучения
- анализировать традиционные китайские подходы к оценке произведений китайского искусства, уметь анализировать наиболее важные тексты по теории китайской живописи, уметь трактовать произведения китайской живописи в контексте даосской, неоконфуцианской, чань-буддийской традиции, знать разные направления и школы китайской живописи, знать основную информацию о структуре живописного свитка и технических приемах китайской живописи.
- определять основные коллекции произведений китайского искусства на Западе, уметь выделять этапы формирования основных западных коллекций китайского искусства, знать эволюцию подходов к коллекционированию произведений китайского искусства на Западе.
- определять основные принципы эстетики «ветра и потока» и их влияние на формирование «изящной» культуры досуга, уметь анализировать изображения ученых, поэтов, философов в контексте конфуцианской, даосской, буддийской философии, уметь выделять и интерпретировать основные живописные сюжеты, включающие изображения ученых, поэтов, философов.
- определять особенности жанра шинюй, знать основные подходы к живописной передаче женской красоты в разные эпохи, знать эволюцию женского костюма в традиционном Китае, уметь интерпретировать изображения женщин в традиционной китайской живпоси.
- перечислять основные принципы китайской теории портрета, уметь датировать парадные портреты разных исторических периодов, понимать символику традиционных костюмов и атрибутики, понимать принципы передачи индивидуальных черт в камерном портрете.
- Понимать принципы построения упорядоченного пространства в китайской традиции, знать основные направления в китайской архитектурной традиции, знать основные принципы китайской садово-парковой архитектуры.
- уметь интерпретировать основные растительные и зооморфные символы в китайской традиции, уметь выделять основные сюжеты традиционного китайского микропейзажа, знать основные принципы теории микропейзажа, уметь интерпретировать живописные изображения жанра «цветы и птицы».
- уметь интерпретировать цветовую и числовую символику в китайской традиции, уметь «читать» традиционные благопожелательные изображения, понимать основные принципы даосской и буддийской иконографии, специфику изображений персонажей народного пантеона.
- уметь перечислять основные направления в китайской теории пейзажа, уметь выделять сюжеты китайской пейзажной живописи, уметь сопоставлять пейзажные традиции разных исторических периодов.
Содержание учебной дисциплины
- Тема 1. История коллекционирования китайского искусства на Западе. Китайская живопись в музеях мира
- Тема 2. Эстетические принципы и технические приемы китайской живописи
- Тема 3. Образы природы в китайской живописной традиции. Пейзаж как путешествие и пейзаж как обитель отшельника
- Тема 4. На стыке природного и культурного пространств. Архитектурный пейзаж, дом и сад
- Тема 5. Специфика и виды портретного изображения. Ритуал, идеал и индивидуальность
- Тема 6. Грани образа ученого, поэта, философа
- Тема 7. Женский образ в китайской живописной традиции: эволюция репрезентации красоты
- Тема 8. Цветы и птицы: язык и сюжеты микропейзажа
- Тема 9. Структура и символы благопожелательных изображений
Элементы контроля
- Тест "Эстетические принципы китайской живописи"
- Эссе 1. Живописная коллекция Государственного музея Востока
- Эссе 2. Пейзаж в китайской живописи
- Эссе 3. Изображение человека в китайской живописи
- Эссе 4. Живопись жанра цветы-птицы
Промежуточная аттестация
- 2024/2025 3rd module0.1 * Тест "Эстетические принципы китайской живописи" + 0.25 * Эссе 1. Живописная коллекция Государственного музея Востока + 0.25 * Эссе 2. Пейзаж в китайской живописи + 0.2 * Эссе 3. Изображение человека в китайской живописи + 0.2 * Эссе 4. Живопись жанра цветы-птицы
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Chinese painting and its audiences, Clunas, C., 2017
- How to read Chinese paintings, Hearn, M. K., 2008
- Issues of authenticity in Chinese painting, , 1999
- Murray, J. K. (1998). What Is `Chinese narrative illustration’? Art Bulletin, 80(4), 602. https://doi.org/10.2307/3051315
- Pictures for use and pleasure : vernacular painting in high Qing China, Cahill, J., 2010
- Three thousand years of Chinese painting, Barnhart, R. M., 1997
- Духовная культура Китая. [Т.6 (дополнительный)]: Искусство, , 2010
- Мировая художественная культура. История искусства Китая : учеб. пособие, Кравцова, М. Е., 2004
- Эстетические проблемы живописи старого Китая, Завадская, Е. В., 1975
Рекомендуемая дополнительная литература
- Nelson, S. E. (2001). Revisiting the Eastern Fence: Tao Qian’s Chrysanthemums. Art Bulletin, 83(3), 437. https://doi.org/10.2307/3177237