• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2024/2025

Логистическая поддержка интернет-торговли

Статус: Маго-лего
Когда читается: 3 модуль
Охват аудитории: для всех кампусов НИУ ВШЭ
Язык: русский
Кредиты: 3

Программа дисциплины

Аннотация

Целью дисциплины является формирование у студентов представления об особенностях логистической поддержки розничной интернет-торговли, знаний о типичных проблемах логистики онлайн-ритейла, возможных причинах их возникновения и способах предотвращения или разрешения. В рамках дисциплины рассматриваются следующие темы:•российский рынок розничной интернет-торговли•специфика и проблемы логистической поддержки розничной интернет-торговли•особенности логистической поддержки омниканальных розничных сетей•рынок логистических услуг для интернет-торговли•Операционные аспекты логистики интернет-торговли: складирование и грузопереработка, доставка на «последней миле», работа с возвратными потоками•Маркетплейсы на рынке розничной интернет-торговлиПроблемная постановка лекционной тематики позволяет применять на занятиях элементы дискуссии и экспресс-анализа. Семинарские занятия предназначены для преломления теоретических знаний, полученных в результате изучения лекционного материала и специальной литературы, на примерах конкретных практических ситуаций из опыта работы отечественных и зарубежных организаций, а также для приобретения и закрепления навыков работы в сфере логистики интернет-торговли. Семинарские занятия ведутся с использованием активных методов обучения (дискуссии, разбор практических ситуаций в мини-группах).
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целью дисциплины является формирование у студентов представления об особенностях логистической поддержки розничной интернет-торговли, знаний о типичных проблемах логистики онлайн-ритейла, возможных причинах их возникновения и способах предотвращения или разрешения.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знает классификацию маркетплейсов и особенности логистической поддержки их деятельности.
  • Знает понятие электронной коммерции, типы участников и основные тенденции на российском рынке розничной интернет-торговли. Понимает классификацию интернет-магазинов.
  • Знаком с видами складов интернет-магазинов. Способен сформулировать требования к технологическому и подъёмно-транспортному оборудованию складов интернет-магазинов. Знаком с основными способами и особенностями доставки заказов покупателей на "последней миле". Способен разработать меры по снижению объёма возврата заказанных покупателями товаров, а также сформулировать рекомендации по повышению эффективности обработки возвратных потоков.
  • Понимает особенности выполнения логистических функций в розничной интернет-торговле. Может сформулировать ключевые проблемы логистики онлайн-ритейла и охарактеризовать основные причины их возникновения.
  • Понимает различия между омниканальными, мультиканальными и кроссканальными розничными сетями. Способен сформулировать требования к логистической поддержке деятельности омниканальных компаний.
  • Разбирается в типах логистических услуг, предоставляемых интернет-магазинам. Знает классификацию логистических посредников, обслуживающих онлайн-ритейл.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Российский рынок розничной интернет-торговли
  • Тема 2. Специфика и проблемы логистической поддержки розничной интернет-торговли
  • Тема 3. Особенности логистической поддержки омниканальных розничных сетей
  • Тема 4. Рынок логистических услуг для интернет-торговли
  • Тема 5. Операционные аспекты логистики интернет-торговли: складирование и грузопереработка, доставка на «последней миле», работа с возвратными потоками
  • Тема 6. Маркетплейсы на рынке розничной интернет-торговли
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Активность на занятиях
    Активность студентов на занятиях
  • блокирующий Экзамен
    Форма экзамена: Экзамен проводится в письменной асинхронной форме (тест) онлайн. Продолжительность экзамена - 80 мин. На экзамене используются письменные смешанные задания (открытые и закрытые вопросы).
  • неблокирующий Домашние задания (ответы на вопросы, расчётные задания, практические ситуации)
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2024/2025 3rd module
    0.25 * Активность на занятиях + 0.25 * Домашние задания (ответы на вопросы, расчётные задания, практические ситуации) + 0.5 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Fernie, J., & Sparks, L. (2019). Logistics and Retail Management : Emerging Issues and New Challenges in the Retail Supply Chain (Vol. Fifth edition). London: Kogan Page. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1922108
  • Kusuda, Y. (2019). Buy-Online-and-Pick-up-in-Store in Omnichannel Retailing. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsarx&AN=edsarx.1909.00822
  • Mason, T., & Knights, M. (2019). Omnichannel Retail : How to Build Winning Stores in a Digital World. London: Kogan Page. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=2092093
  • Дорофеев, А. Н., Электронный бизнес. : учебное пособие / А. Н. Дорофеев. — Москва : КноРус, 2019. — 143 с. — ISBN 978-5-406-07172-4. — URL: https://book.ru/book/932306 (дата обращения: 26.08.2024). — Текст : электронный.
  • Дыбская, В. В.  Логистика в 2 ч. Часть 1 : учебник для бакалавриата и магистратуры / В. В. Дыбская, В. И. Сергеев ; под общей редакцией В. И. Сергеева. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 317 с. — (Бакалавр и магистр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-03586-5. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/445029 (дата обращения: 28.08.2023).
  • Дыбская, В. В.  Логистика в 2 ч. Часть 2 : учебник для бакалавриата и магистратуры / В. В. Дыбская, В. И. Сергеев. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 341 с. — (Бакалавр и магистр. Академический курс). — ISBN 978-5-9916-7032-6. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/434214 (дата обращения: 28.08.2023).
  • Проектирование системы распределения в логистике : монография, Дыбская, В. В., 2017

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Asdecker, B., Karl, D., & Sucky, E. (2017). Examining Drivers of Consumer Returns in E-Tailing with Real Shop Data. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.F669D56B
  • Aurelia Jackson. (2014). Amazon® : How Jeff Bezos Built the World’s Largest Online Store. [N.p.]: Mason Crest. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1947586
  • Berg, N., & Knights, M. (2019). Amazon : How the World’s Most Relentless Retailer Will Continue to Revolutionize Commerce (Vol. 1 Edition). New York: Kogan Page. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1989359
  • Blokzijl, R. (Roelof). (2017). Characteristics of Next-generation E-commerce Urban Warehouses. Saxion University of Applied Sciences. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edshbo&AN=edshbo.saxionhogeschool.44B05615.6444.46F1.A891E304E270CCBA
  • CLAUDIA ISAC. (2014). E-Fulfillment - a New Challenge for Electronic Business. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.BDFF28ED
  • DEAGON, B. (2018, June). Alibaba Goes Back To Brick-And-Mortar For “New Retail” Strategy. Investors Business Daily, p. 1. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=bwh&AN=130008209
  • Drone technology for last-mile delivery in Russia: a tool to develop local markets ; Использование дронов на последнем этапе доставки: инструмент для развития местных рынков. (2018). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.D9FDB250
  • Gianfranco Walsh, & Michael Möhring. (2017). Effectiveness of product return-prevention instruments: Empirical evidence. Electronic Markets, (4), 341. https://doi.org/10.1007/s12525-017-0259-0
  • Karolefski, J. (2016). Omnichannel Retailing: A Work in Progress. Progressive Grocer, 95(1), 91. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=f5h&AN=112141089
  • Kawa, A. (2017). Fulfillment Service in E-Commerce Logistics. LogForum, 13(4), 429–438. https://doi.org/10.17270/J.LOG.2017.4.4
  • Kawa, A., & Wałęsiak, M. (2019). Marketplace as a Key Actor in E-Commerce Value Networks. LogForum, 15(4), 521–529. https://doi.org/10.17270/J.LOG.2019.351
  • Last mile delivery by drones: an estimation of viable market potential and access to citizens across European cities. (2019). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.CD193577
  • Li Nan. (2017). New Retail: Clicks Plus Bricks. Beijing Review, 60(4), 34–35. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=asn&AN=121018040
  • Liu, S., & Avery, M. (2009). Alibaba : The Inside Story Behind Jack Ma and the Creation of the World’s Biggest Online Marketplace. Pymble, NSW: HarperCollins. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=267910
  • Michał Adamczak, Roman Domański, & Piotr Cyplik. (2018). Coexistence Of Traditional Sales Channel And E-Commerce From The Point Of View Of Logistics Costs - Calculation Model. Business Logistics in Modern Management, 317. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsrep&AN=edsrep.a.osi.bulimm.v18y2018p317.335
  • MING ZENG. (2018). Alibaba and the Future of Business. Harvard Business Review, 96(5), 88–96. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=bsu&AN=131356796
  • Niels Agatz, Moritz Fleischmann, & Jo Van Nunen. (2006). E-Fulfillment and Multi-Channel Distribution – A Review. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.55505CE
  • Schrotenboer, A. H., Wruck, S., Vis, I. F. A., & Roodbergen, K. J. (2019). Integration of returns and decomposition of customer orders in e-commerce warehouses. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsarx&AN=edsarx.1909.01794
  • Sonneberg, M.-O., Leyerer, M., Kleinschmidt, A., Knigge, F., & Breitner, M. H. (2019). Autonomous Unmanned Ground Vehicles for Urban Logistics: Optimization of Last Mile Delivery Operations. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.126A2718
  • SORKUN, M. F. (2019). Factors That Impact the Logistics Service Performance in Online Marketplaces. Journal of Yasar University, 14(54), 152–167. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=asn&AN=139069116
  • Stojanov, M., Zhelyazkova, D., & Gramatikova, E. (2018). Development of Courier Services in the Context of the Omnichannel Strategy. International Multidisciplinary Scientific Conference on Social Sciences & Arts SGEM, 5, 261–268. https://doi.org/10.5593/sgemsocial2018/1.5
  • Sutherland, A. (2016). Amazon : The Business Behind the “Everything” Store (Vol. First American edition). [N.p.]: Lerner Publications ™. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1162928
  • Ваш интернет - магазин от А до Я, Шиколенков, Т., 2018

Авторы

  • Виноградов Андрей Борисович