2024/2025





Лингвистика в задачах
Статус:
Общеуниверситетский факультатив
Кто читает:
Школа лингвистики
Когда читается:
3, 4 модуль
Охват аудитории:
для всех
Преподаватели:
Сомин Антон Александрович
Язык:
русский
Кредиты:
5
Программа дисциплины
Аннотация
Один из наиболее эффективных способов получения знаний о лингвистике и о языках мира — это решение самодостаточных лингвистических задач, то есть задач, не требующих специальных знаний и допускающих решение путём логического анализа материала. Вот пример небольшой лингвистической задачи: Даны числительные языка башкарик (Пакистан): 12 – dūodaš, 21 – akobīš, 54 – čorodašodūbīš, 79 – ak kam čorbīš Напишите на этом языке: 24, 39, 49. Если разделить слова на части и проанализировать их, становится понятно, как устроена система счёта в языке башкарик и чем она отличается от привычных нам систем числительных: во-первых, её основанием является число 20; во-вторых, в ней важную роль играет вычитание. Таким образом, человек, решая эту задачу, получает представление о том, как могут быть устроены числительные в языках мира; к полученному новому знанию при необходимости даётся комментарий преподавателя, освещающий проблему более глубоко. Предлагая слушателям самим решать несложные лингвистические задачи, мы представим нелингвистам основные понятия науки о языке. Будут рассмотрены ключевые разделы лингвистики (фонетика, морфология, синтаксис, семантика), а также некоторые более частные вопросы (системы числительных, письменность). Кроме того, мы поговорим о языковом разнообразии мира и о родстве языков, сравнивая русский язык с близко родственными ему славянскими языками. Решение самодостаточных лингвистических задач является одним из наиболее эффективных способов приобщения людей к лингвистике. Первые образцы жанра были опубликованы А. А. Зализняком в 1963 году; в 1965 году возникла Традиционная олимпиада по языковедению и математике, в 2003 году — Международная олимпиада по лингвистике, где предлагаются задачи именно такого типа. Курс будет интересен широкому кругу слушателей как из числа студентов НИУ ВШЭ, так из числа внешних слушателей; в частности, важной частью целевой аудитории могут стать школьные учителя русского языка, иностранного языка и математики, которые занимаются подготовкой школьников к олимпиадам по лингвистике.
Цель освоения дисциплины
- Знакомство слушателей, не имеющих лингвистического образования, с основными понятиями языкознания путём решения самодостаточных лингвистических задач, т.е. задач, не требующих специальных знаний и допускающих решение путём логического анализа материала
Планируемые результаты обучения
- Владеть основными методами анализа синтаксических структур
- Владеть основными методами лингвистической антропологии
- Владеть основными методами сравнительно-исторического языкознания и уметь применять их к славянским языкам
- Владеть типологией систем письма
- Владеть типологией систем числительных в языках мира
- Знать основные особенности диалектов руского языка и других его нестандартных вариантов
- Знать основные особенности искусственных знаковых систем
- Знать основные понятия морфологии и морфемики
- Знать основные понятия семантики
- Знать основные понятия фонетики и фонологии
- Уметь решать задачи на искусственные знаковые системы
- Уметь решать задачи на нестандартные варианты русского языка
- Уметь решать задачи на славянские языки
- Уметь решать задачи на соотношение языка и окружающей действительности
- Уметь решать задачи на чсилительные
- Уметь решать задачи по морфологии и морфемике
- Уметь решать задачи по семантике
- Уметь решать задачи по синтаксису
- Уметь решать задачи по фонетике и фонологии
- Уметь решать задачи про системы письма
Содержание учебной дисциплины
- Фонетика и фонология
- Системы письма
- Морфология
- Синтаксис
- Семантика
- Системы числительных
- Нестандартные варианты русского языка
- Славянские языки в сравнении с русским
- Искусственные знаковые системы
- Язык и окружающая действительность
Элементы контроля
- Решение лингвистических задач на семинарах и дома
- Решение лингвистических задач на экзамене
Промежуточная аттестация
- 2024/2025 4th module0.45 * Решение лингвистических задач на семинарах и дома + 0.45 * Решение лингвистических задач на семинарах и дома + 0.1 * Решение лингвистических задач на экзамене
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- История письма : пер. с нем., Фридрих, И., 2001
- Общая морфология. Введение в проблематику : учеб. пособие для филол. специальностей ун-тов, Плунгян, В. А., 2012
- Почему языки такие разные : популярная лингвистика, Плунгян, В. А., 2010
- Русская диалектология : учебник для вузов, Пожарицкая, С. К., 2005
- Семиотика, или азбука общения : учеб. пособие, Крейдлин, Г. Е., 2004
- Современный русский литературный язык : фонетика, орфоэпия, графика и орфография: учеб. пособие для вузов, Князев, С. В., 2012
Рекомендуемая дополнительная литература
- Историческая грамматика русского языка : фонетика, морфология: учебник для вузов, Галинская, Е. А., 2016
- Лингвистические задачи : учебное пособие, Норман, Б. Ю., 2018
- Общеславянский язык, Мейе, А., 2000
- Почему языки такие разные : популярная лингвистика, Плунгян, В. А., 2013
- Семиотика, или Азбука общения : учеб. пособие, Крейдлин, Г. Е., 2013