Магистратура
2024/2025





Бизнес-аналитика и ИИ в прикладных задачах ритейла
Статус:
Курс обязательный (Менеджмент в ритейле)
Направление:
38.04.02. Менеджмент
Кто читает:
Департамент бизнес-информатики
Где читается:
Высшая школа бизнеса
Когда читается:
1-й курс, 4 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для своего кампуса
Преподаватели:
Никивинце Ирина Сергеевна
Прогр. обучения:
Менеджмент в ритейле
Язык:
русский
Кредиты:
3
Программа дисциплины
Аннотация
В современном мире данные играют ключевую роль, а аналитика и инструменты искусственного интеллекта (ИИ) становятся неотъемлемыми составляющими конкурентоспособности любого бизнеса. Дисциплина "Бизнес-аналитика и ИИ в прикладных задачах ритейла" направлена на формирование у студентов навыков применения аналитики и ИИ для принятия обоснованных бизнес-решений. Курс подчеркивает актуальность бизнес-аналитики в решении прикладных задач ритейла, обучая обработке и визуализации данных, а также их сегментации, прогнозированию и оптимизации. Реальные кейсы и проектная работа укрепляют способность студентов эффективнее преодолевать бизнес-вызовы.
Дисциплина "Бизнес-аналитика и ИИ в прикладных задачах ритейла" дает основание и аргументацию к принятию обоснованных решений в бизнесе. Современные аналитические платформы на основе ИИ позволяют менеджерам и предпринимателям самостоятельно проводить работу с источниками данных, их обработку, анализ, а также на основе сценарного моделирования и проверки гипотез обосновывать принятие решений, в том числе стратегического характера. Курс раскрывает подходы и интеллектуальные технологии, подходящие как для индивидуального, так и для коллективного использования, при решении различных задач с использованием методов бизнес-аналитики и технологий ИИ в задачах ритейла.
Цель освоения дисциплины
- Понимание современных технологий ИИ и их применения: узнать основные принципы работы ИИ инструментов, их возможности и применение в ритейле.
- Знание основ бизнес-аналитики: изучить ключевые концепции и методы бизнес-аналитики, включая сбор, обработку и анализ данных.
- Получение практических навыков работы с данными: попрактиковаться обрабатывать, визуализировать и анализировать данные из различных источников, включая открытые данные и базы данных.
- Применение инструментов BI: освоить использование аналитических инструментов для создания отчетов и дашбордов, позволяющих принимать обоснованные решения.
- Оценка эффективности решений: развить навыки оценки эффективности принятых бизнес-решений на основе аналитических данных.
Планируемые результаты обучения
- Студенты разберутся в современных трендах в бизнес-аналитике, таких как большие данные, ИИ, облачные технологии, нейросети, большие языковые модели (LLM).
- Студенты oсвоят базовые концепции и термины, связанные с анализом данных, смогут отличать типы данных и подбирать релевантные методы сбора и обработки исходных данных в зависимости от их типа.
- Студенты смогут проводить разведочный анализ данных, вычислять средних значений, медиан, стандартных отклонений, визуализировать данные с помощью графиков, оценивать качество исходных данных.
- Студенты смогут самостоятельно проводить очистку данных, выявлять ошибки и аномалии.
- Студенты смогут дать определение бизнес-аналитики, отличать ее ключевые задачи от задач системной аналитики.
- Студенты поймут важность аналитики в процессе принятия решений и ее влияние на эффективность планирования в ритейле.
- Они разберутся в ключевых направлениях применения ИИ в аналитикe и смогут привести примеры успешных кейсов из реального мира.
- Студенты смогут выбрать наиболее релевантные инструменты для решения аналитической задачи.
- Студенты смогут более целенаправленно выбирать различные типы визуализаций и применять их в зависимости от целей анализа и типов данных.
- Студенты смогут разрабатывать сторителлинг на основе данных для представления информации наглядным и понятным для менеджеров способом.
- Студенты освоят принципы проектирования эффективных дашбордов для визуализации ключевых показателей эффективности (KPI) в ритейле.
- Они приобретут практические навыки работы с инструментами визуализации данных, такими как Яндекс Data Lens, Visiology и другими BI-приложениями.
- Они будут уметь использовать инструменты и программное обеспечение для формирования сегментов клиентов и визуализации результатов.
- Они овладеют техниками кластерного анализа и другими алгоритмами для формирования сегментов клиентов по схожим характеристикам.
- Студенты смогут применять различные методы сегментации клиентов.
Содержание учебной дисциплины
- Введение в современную бизнес-аналитику и ИИ
- Введение в анализ данных
- Разведочный анализ данных
- Визуализация данных и создание дашбордов
- Клиентская аналитика и методы сегментации
- Продуктовая аналитика и прогнозирование
- Операционная аналитика и оптимизация
- Внедрение ИИ, автоматизация и персонализация
Элементы контроля
- Экзамен
- Домашнее заданиеРазработать интерактивный дашборд в Яндекс DataLens или в Visiology, который поможет анализировать ключевые бизнес-показатели и процессы для принятия управленческих решений на основе данных. Дашборд должен быть понятным, визуально привлекательным, содержать важную информацию, 3-6 графиков, панель с KPI метриками и несколько фильтров.
- Групповой проект
Промежуточная аттестация
- 2024/2025 4th module0.55 * Групповой проект + 0.15 * Домашнее задание + 0.3 * Экзамен
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Style and statistics : the art of retail analytics, Bullard, B., 2017
Рекомендуемая дополнительная литература
- Boris Mirkin. (2011). Core Concepts in Data Analysis: Summarization, Correlation and Visualization (Vol. 2011). Springer.
- Derya Birant. (2011). Data Mining Using RFM Analysis. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.B99B7782
- Криволапов, С. Я. Анализ данных. Методы теории вероятностей и математической статистики на языке Python : учебное пособие / С.Я. Криволапов. — Москва : ИНФРА-М, 2025. — 678 с. — (Высшее образование). — DOI 10.12737/2034420. - ISBN 978-5-16-018616-0. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.ru/catalog/product/2034420
- Щербаков, А. Г., Практикум изучения языка программирования PYTHON. Начальный уровень : учебное пособие / А. Г. Щербаков. — Москва : Русайнс, 2024. — 116 с. — ISBN 978-5-466-07049-1. — URL: https://book.ru/book/954541 (дата обращения: 26.08.2024). — Текст : электронный.