• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2024/2025

Бизнес-аналитика и ИИ в прикладных задачах ритейла

Статус: Курс обязательный (Менеджмент в ритейле)
Направление: 38.04.02. Менеджмент
Когда читается: 1-й курс, 4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Прогр. обучения: Менеджмент в ритейле
Язык: русский
Кредиты: 3

Программа дисциплины

Аннотация

В современном мире данные играют ключевую роль, а аналитика и инструменты искусственного интеллекта (ИИ) становятся неотъемлемыми составляющими конкурентоспособности любого бизнеса. Дисциплина "Бизнес-аналитика и ИИ в прикладных задачах ритейла" направлена на формирование у студентов навыков применения аналитики и ИИ для принятия обоснованных бизнес-решений. Курс подчеркивает актуальность бизнес-аналитики в решении прикладных задач ритейла, обучая обработке и визуализации данных, а также их сегментации, прогнозированию и оптимизации. Реальные кейсы и проектная работа укрепляют способность студентов эффективнее преодолевать бизнес-вызовы. Дисциплина "Бизнес-аналитика и ИИ в прикладных задачах ритейла" дает основание и аргументацию к принятию обоснованных решений в бизнесе. Современные аналитические платформы на основе ИИ позволяют менеджерам и предпринимателям самостоятельно проводить работу с источниками данных, их обработку, анализ, а также на основе сценарного моделирования и проверки гипотез обосновывать принятие решений, в том числе стратегического характера. Курс раскрывает подходы и интеллектуальные технологии, подходящие как для индивидуального, так и для коллективного использования, при решении различных задач с использованием методов бизнес-аналитики и технологий ИИ в задачах ритейла.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Понимание современных технологий ИИ и их применения: узнать основные принципы работы ИИ инструментов, их возможности и применение в ритейле.
  • Знание основ бизнес-аналитики: изучить ключевые концепции и методы бизнес-аналитики, включая сбор, обработку и анализ данных.
  • Получение практических навыков работы с данными: попрактиковаться обрабатывать, визуализировать и анализировать данные из различных источников, включая открытые данные и базы данных.
  • Применение инструментов BI: освоить использование аналитических инструментов для создания отчетов и дашбордов, позволяющих принимать обоснованные решения.
  • Оценка эффективности решений: развить навыки оценки эффективности принятых бизнес-решений на основе аналитических данных.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Студенты разберутся в современных трендах в бизнес-аналитике, таких как большие данные, ИИ, облачные технологии, нейросети, большие языковые модели (LLM).
  • Студенты oсвоят базовые концепции и термины, связанные с анализом данных, смогут отличать типы данных и подбирать релевантные методы сбора и обработки исходных данных в зависимости от их типа.
  • Студенты смогут проводить разведочный анализ данных, вычислять средних значений, медиан, стандартных отклонений, визуализировать данные с помощью графиков, оценивать качество исходных данных.
  • Студенты смогут самостоятельно проводить очистку данных, выявлять ошибки и аномалии.
  • Студенты смогут дать определение бизнес-аналитики, отличать ее ключевые задачи от задач системной аналитики.
  • Студенты поймут важность аналитики в процессе принятия решений и ее влияние на эффективность планирования в ритейле.
  • Они разберутся в ключевых направлениях применения ИИ в аналитикe и смогут привести примеры успешных кейсов из реального мира.
  • Студенты смогут выбрать наиболее релевантные инструменты для решения аналитической задачи.
  • Студенты смогут более целенаправленно выбирать различные типы визуализаций и применять их в зависимости от целей анализа и типов данных.
  • Студенты смогут разрабатывать сторителлинг на основе данных для представления информации наглядным и понятным для менеджеров способом.
  • Студенты освоят принципы проектирования эффективных дашбордов для визуализации ключевых показателей эффективности (KPI) в ритейле.
  • Они приобретут практические навыки работы с инструментами визуализации данных, такими как Яндекс Data Lens, Visiology и другими BI-приложениями.
  • Они будут уметь использовать инструменты и программное обеспечение для формирования сегментов клиентов и визуализации результатов.
  • Они овладеют техниками кластерного анализа и другими алгоритмами для формирования сегментов клиентов по схожим характеристикам.
  • Студенты смогут применять различные методы сегментации клиентов.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Введение в современную бизнес-аналитику и ИИ
  • Введение в анализ данных
  • Разведочный анализ данных
  • Визуализация данных и создание дашбордов
  • Клиентская аналитика и методы сегментации
  • Продуктовая аналитика и прогнозирование
  • Операционная аналитика и оптимизация
  • Внедрение ИИ, автоматизация и персонализация
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Экзамен
  • неблокирующий Домашнее задание
    Разработать интерактивный дашборд в Яндекс DataLens или в Visiology, который поможет анализировать ключевые бизнес-показатели и процессы для принятия управленческих решений на основе данных. Дашборд должен быть понятным, визуально привлекательным, содержать важную информацию, 3-6 графиков, панель с KPI метриками и несколько фильтров.
  • неблокирующий Групповой проект
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2024/2025 4th module
    0.55 * Групповой проект + 0.15 * Домашнее задание + 0.3 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Style and statistics : the art of retail analytics, Bullard, B., 2017

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Boris Mirkin. (2011). Core Concepts in Data Analysis: Summarization, Correlation and Visualization (Vol. 2011). Springer.
  • Derya Birant. (2011). Data Mining Using RFM Analysis. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.B99B7782
  • Криволапов, С. Я. Анализ данных. Методы теории вероятностей и математической статистики на языке Python : учебное пособие / С.Я. Криволапов. — Москва : ИНФРА-М, 2025. — 678 с. — (Высшее образование). — DOI 10.12737/2034420. - ISBN 978-5-16-018616-0. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.ru/catalog/product/2034420
  • Щербаков, А. Г., Практикум изучения языка программирования PYTHON. Начальный уровень : учебное пособие / А. Г. Щербаков. — Москва : Русайнс, 2024. — 116 с. — ISBN 978-5-466-07049-1. — URL: https://book.ru/book/954541 (дата обращения: 26.08.2024). — Текст : электронный.

Авторы

  • Никивинце Ирина Сергеевна