Бакалавриат
2024/2025





Математический анализ-2
Статус:
Курс обязательный (Экономика и статистика)
Направление:
38.03.01. Экономика
Кто читает:
Департамент математики
Где читается:
Факультет экономических наук
Когда читается:
1-й курс, 3, 4 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для своего кампуса
Язык:
русский
Кредиты:
7
Программа дисциплины
Аннотация
Дисциплина «Математический анализ-2» направлена на ознакомление студентов с некоторыми прикладными вопросами дифференциального исчисления функций многих перепенных, с основами неопределенного, определенного (в том числе кратного) и несобственного интегрирования, основами теории рядов. Материал дисциплины проиллюстрирован рядом примеров экономического и экономико-статистического анализа.
Цель освоения дисциплины
- Добиться усвоения студентами теоретических основ, базовых результатов и теорем интегрального исчисления функций одной и многих переменных, теории рядов, прикладных задач дифференциального исчисления, а также основных математических приемов и правил формального анализа и решения различных математических задач на основе полученных теоретических знаний.
- Подготовить слушателей к чтению современных текстов по экономической теории, использующих модели и методы интегрального исчисления, теории рядов и прикладных задач дифференциального исчисления.
- Обеспечить запросы других разделов математики, использующих понятия интегрального исчисления и теории рядов.
- Выработать у слушателей навыки решения типовых задач, способствующих усвоению основных понятий, а также задач, способствующих развитию начальных навыков научного исследования.
- Развить умение логически мыслить, оперировать с абстрактными объектами и быть корректным в употреблении математических понятий и символов для выражения количественных и качественных отношений.
Планируемые результаты обучения
- студент должен знать об области сходимости функционального ряда и уметь находить ее в простых случаях
- студент должен знать понятие числового ряда, сходимости ряда; должен уметь исследовать ряд на сходимость в простых случаях.
- студент должен иметь понятие об интегральной сумме и определенном интеграле, о формуле Ньютона-Лейбница, о геометрическом и усредняющем смысле определенного интеграла.
- студент должен иметь представление о первообразной и уметь находить неопределенный интеграл в простых случаях
- студент должен иметь представление об интегральной сумме и кратном интеграле, уметь вычислять его в простых случаях.
Содержание учебной дисциплины
- Тема 2.8. Прикладные задачи дифференциального исчисления функций многих переменных.
- Тема 3.1. Неопределенный интеграл
- Тема 3.2. Определенный и несобственный интегралы
- Тема 3.3. Кратные интегралы
- Тема 4.1. Числовые ряды
- Тема 4.2. Функциональные ряды
Элементы контроля
- Контрольная работаКонтрольная работа проводится письменно на 60-80 минут и состоит из 5-ти заданий. На контрольной работе студент может набрать до 5 баллов. По итогам контрольных работ студенты освобождаются от решения некоторых задач экзамена (получают заранее условную единицу за задачу): Если студент набрал 3 ≤ 𝑁 < 4 балла на КР 1 (КР 2), то на экзамене он освобождается от решения задания 1 (задания 4). Если студент на КР 1 (КР 2) набрал 4 ≤ 𝑁 ≤ 5 балла, то на экзамене он освобождается от решения заданий 1-2 (заданий 4-5). После проверки письменной работы выставляются предварительные оценки. Окончательные оценки выставляются (и не могут быть в будущем изменены) после показа работ. На показ могут быть в обязательном порядке приглашены те студенты, самостоятельность выполнения работ которых вызывает сомнения. При неявке на показ студенту выставляется оценка письменной работы.
- домашнее заданиеДомашнее задание выполняются студентами самостоятельно в течение нескольких недель и сдаются на проверку преподавателям или учебным ассистентам к определенному сроку. Работы, сданные с нарушением сроков, не проверяются и считаются несданными.
Промежуточная аттестация
- 2024/2025 4th moduleЭкзаменационная работа проводится письменно и состоит из 6-ти заданий. Время, отводимое на экзаменационную работу, зависит от количества зачтенных задач (см. ниже). По результатам выполнения кр студентам может быть засчитана часть (1-4) заданий (см. описание текущего контроля). Каждое задание экзамена оценивается в 1,5 балла. Часть этой оценки (какая именно – уточняется перед экзаменом) может выставляться за ответ на теоретическую часть задания, но при условии, что решена в основном практическая часть этого же задания. Окончательные оценки выставляются после показа работ. На показ могут быть в обязательном порядке приглашены те студенты, самостоятельность выполнения работ которых вызывает сомнения. При неявке на показ студенту выставляется оценка письменной работы. Таким образом, на экзамене студент может набрать до 9 баллов включительно. Студенты, набравшие не менее 7 (итоговых) баллов, имеют право на получение 1-2 бонусных баллов (до 10-ти итоговых баллов) по результатам дополнительного собеседования (решения дополнительных задач повышенной сложности, доказательства математических теорем курса и пр.).
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Курс математического анализа : учеб. пособие для вузов, Тер-Крикоров, А. М., 2000
- Математический анализ и дифференциальные уравнения : учебник для вузов, Бурмистрова, Е. Б., 2010
- Сборник задач по математическому анализу, учебное пособие : в 3 т., Т. 3, под ред. Л. Д. Кудрявцева, 3-е изд., 468 с., Кудрявцев, Л. Д., Кутасов, А. Д., Чехлов, В.И., Шабунин, М. И., 2016
Рекомендуемая дополнительная литература
- Лекции по курсу микроэкономики продвинутого уровня : учеб. пособие для вузов, Фридман, А. А., 2007
- Математические методы оптимизации и экономическая теория, Интрилигатор, М., 2002