2024/2025![Цель освоения дисциплины](/f/src/global/i/edu/objectives.svg)
![Планируемые результаты обучения](/f/src/global/i/edu/results.svg)
![Содержание учебной дисциплины](/f/src/global/i/edu/sections.svg)
Аграрный маркетинг
Статус:
Маго-лего
Кто читает:
Институт аграрных исследований
Когда читается:
3 модуль
Охват аудитории:
для всех кампусов НИУ ВШЭ
Язык:
русский
Кредиты:
3
Программа дисциплины
Аннотация
Курс содержит 8 тематических блоков (кейсов), объединяющих все основные сегменты рынков товаров и услуг аграрного бизнеса. Изучение кейса состоит из лекции, семинарского занятия на территории организации - лидера в изучаемом сегменте рынка с привлечением маркетологов этого предприятия, выполнения самостоятельной работы по маркетинговому изучению конкретного сегмента рынка, защиты работы с обсуждением результатов всей группой на семинаре в учебной аудитории. Курс рассчитан на большой объем самостоятельной работы обучаемых с базами данных, их анализу, разработке маркетинговых планов. За период обучения студенты выполняют не менее 3х самостоятельных маркетинговых исследований (по одному на каждом курсе обучения и одно в период подготовки к экзамену). Основное внимание преподаватель направляет на демонстрацию примеров реализации успешных аграрных проектов за счет правильного использования конкретных маркетинговых мероприятий, выработке у слушателей навыков выработки правильных решений при реализации конкретных аграрных проектов.
Цель освоения дисциплины
- В результате освоения дисциплины студент должен освоить комплекс теоретических и практических знаний в области аграрного маркетинга. Знать: - методы определения платежеспособности спроса на товары и услуги, реализуемые Компанией, порядок разработки перспективных и текущих планов сбыта товаров и услуг Компании; - основные технологические и конструктивные особенности, характеристики и потребительские свойства реализуемых товаров, отличия от отечественных и зарубежных аналогов, преимущества и недостатки; - методы изучения рыночной конъюнктуры и разработки прогнозов потребности в реализуемых товарах и услугах Уметь: - анализировать агропродовольственные рынки различных стран; - оценивать эффективность мер маркетинговой политики предприятия; - ориентироваться в основных источниках маркетинговой информации Иметь навыки: - разработки плана маркетинговых мероприятий агропромышленного предприятия, проведения мероприятий по продвижению товаров и услуг агропромышленного предприятия; -проводить самостоятельно маркетинговые исследования различных рынков и различных товаров и услуг агропромышленных предприятий
Планируемые результаты обучения
- Темы для исследований: Мировой рынок масличных; Мировой рынок рыбы; Рынок пальмового масла; Рынок икры и малька промышленных сортов; Рынок промыслового флота; Рынок икры черной и красной; Рынок лечебных масел; Рынок рыбы HoReCa Москва
- Темы для исследований: Молочные продукты в магазинах (Москва); Мясо и мясные продукты в магазинах (Москва); Хлебобулочные и макаронные изделия в магазинах (Москва); Рыба и рыбные продукты в магазинах (Москва); Масла растительные в магазинах и HoReCa (Москва); Печенья и пряники в магазинах (Москва); Аренда помещений для торговли РФ; Алкоголь в рознице, общепите и интернете РФ; Аренда помещений HoReCa РФ
- Темы для исследований: Продовольственные биржи в мире и РФ; Рынок госзакупок сельхозпродукции в РФ; Рынок госзакупок сельхозпродукции и продуктов питания в мире; Рынок интернет ресурсов для торговли сельхозпродукцией
- Темы для исследований: Проектирование и строительство МТФ в РФ и Европе; Рынок генетики для молочного и мясного бизнеса в Европе и США (семя, эмбрионы, услуги); Мировой рынок скота; Рынок кормов; Рынок оборудования для ферм; Рынок оборудования для переработки молока; Рынок оборудования для боен и мясопереработки; Рынок мясных субпродуктов;Рынок ветеринарных препаратов и услуг; Рынок услуг по сертификации продукции животноводства; Рынок генетики для птицеводства
- Темы для исследований: Рынок автоперевозок в РФ и Европе; Терминалы для перевалки сельскохозяйственных товаров в РФ и Африке; Рынок авиаперевозок продуктов питания; Рынок логистических услуг в РФ и Европе; Рынок специалистов агробизнеса в Азербайджане, Иране, Турции и Сирии; Рынок специалистов агробизнеса в Европе; Рынок услуг морских перевозок сельскохозяйственных грузов; Рынок специалистов агробизнеса в РФ, Украине, Белоруссии и Польше, Казахстане, Узбекистане, Киргизии и Таджикистане
- Темы для исследований: Рынок земли сельскохозяйственного назначения в РФ; Рынок семян зерновых и сахара в РФ; Мировой рынок пшеницы; Мировой рынок сахара; Мировой рынок риса; Мировой рынок кукурузы
- Темы для исследований: Строительство теплиц РФ и мир; Системы орошения в мире; Мировой рынок семян овощей; Мировой рынок рассады фруктовых культур; мировой рынок систем хранения фруктов; Мировой рынок свежих ягод; Мировой рынок картофеля столового; Мировой рынок яблок; Рынок бананов
- Темы для исследований: Услуги по исследованию почвы; Мировой рынок тракторов; Рынок комбайнов; Мировой рынок удобрений и средств защиты растений; Рынок услуг по разработке технологий в растениеводстве (консалтинг); Рынок сервисных услуг для сельскохозяйственной в РФ и Европе; Рынки экопродуктов и продукты ГМО в мире; Рынок горюче-смазочных материалов в РФ
Содержание учебной дисциплины
- Вводная лекция. Маркетинг рынка ритейла и HoReCa. Маркетинг рынка алкоголя.
- Маркетинг рынка растениеводства. Зерновые культуры и сахар
- Маркетинг рынка растениеводства. Рынок овощей. Рынок фруктов
- Маркетинг рынка продуктов животноводства. Молоко. Мясо
- Маркетинг рынка жиров и масла. Маркетинг рынка рыбы
- Маркетинг рынка сельскохозяйственной техники. Маркетинг рынка сельхозхимии
- Маркетинг на рынках биржевой торговли сельхозпродукцией, государственных закупок продуктов питания, интернет торговли сельхозпродукцией и продуктами питания
- Аграрная логистика. Маркетинг рынка персонала для агробизнеса