2024/2025





Методика преподавания литературы в школе
Статус:
Маго-лего
Кто читает:
Департамент образовательных программ
Когда читается:
3, 4 модуль
Охват аудитории:
для своего кампуса
Язык:
русский
Кредиты:
6
Программа дисциплины
Аннотация
Курс «Методика преподавания литературы» разработан для магистрантов, предполагающих дальнейшую свою специализацию и практическую деятельность в области преподавания литературы в школе. Он состоит из семи лекций, трёх семинаров, шести практических занятий и завершается экзаменом. Такая организация учебного процесса и распределение учебного материала связаны с практической направленностью курса, по окончании которого студенты будут проектировать процесс обучения литературе в школе: определять учебные цели, выбирать пути и способы их достижения, планировать результаты; создавать учебные задачи и разрабатывать критерии их оценивания.
Цель освоения дисциплины
- Заложить научные основы методики преподавания литературы в школе, познакомить с нормативными образовательными документами; обеспечить возможность для формирования практических навыков самостоятельного проектирования процесса обучения литературе в школе: определения целей обучения, выбора учебных действий, планирования результатов, создания и оценивания учебных задач.
Планируемые результаты обучения
- Студент определяет и называет образовательные цели урока литературы; описывает планируемые результаты, соотносит их с целями
- Студент выбирает учебный материал, необходимый для достижения учебных целей урока литературы; классифицирует его по образовательным уровням – базовому и профильному
- Студент оценивает конкретную педагогическую ситуацию, выбирает методы и приёмы преподавания литературы в этой ситуации, применяет их для решения поставленных задач и достижения образовательных целей
- Студент проектирует собственный урок по литературе, разрабатывает план-конспект урока / технологическую карту урока
- Студент проводит педагогический эксперимент, сравнивает различные педагогические технологии
- Студент оценивает полученные результаты, ранжирует использованные приёмы по степени эффективности
Содержание учебной дисциплины
- Литература как учебный предмет в современной школе: чтение и/или история литературы.
- Образовательный дискурс
- Технологии и методики обучения литературе в школе
- Этапы изучения художественного произведения
- Школьное и досуговое чтение.
- Оценивание образовательных результатов
Элементы контроля
- Задание 1. Постановка целей урока и создание учебных задач
- Задание 2. Чтение произведения и выявление первоначального восприятия
- Задание 3. Текстовый и послетекстовый этап работы с лирическим произведением
- Задание 4. Изучение эпических произведений в среднем и старшем звене
- Экзамен
Промежуточная аттестация
- 2024/2025 4th module0.15 * Задание 1. Постановка целей урока и создание учебных задач + 0.15 * Задание 2. Чтение произведения и выявление первоначального восприятия + 0.15 * Задание 3. Текстовый и послетекстовый этап работы с лирическим произведением + 0.15 * Задание 4. Изучение эпических произведений в среднем и старшем звене + 0.4 * Экзамен
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Методика преподавания литературы : учебник для вузов, Богданова, О. Ю., 2002
- Мосунова, Л. А. Анализ художественных текстов : учебник и практикум для вузов / Л. А. Мосунова. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 228 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-11942-8. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/518381 (дата обращения: 27.08.2024).
- Пранцова, Г. В. Методика обучения литературе: практикум : учебное пособие / Г. В. Пранцова, Е. С. Романичева. — 3-е изд. — Москва : ФЛИНТА, 2017. — 272 с. — ISBN 978-5-9765-1126-2. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/99159 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
- Ядровская, Е. Р. Методика преподавания литературы: уроки в основной школе : учебное пособие для вузов / Е. Р. Ядровская. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 236 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-06184-0. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/516029 (дата обращения: 27.08.2024).
Рекомендуемая дополнительная литература
- Рыбникова, М. А. Очерки по методике литературного чтения / М. А. Рыбникова. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 297 с. — (Антология мысли). — ISBN 978-5-534-09207-3. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/517192 (дата обращения: 27.08.2024).