2024/2025





Политики возраста: жизненные этапы, транзиции, поколения
Статус:
Маго-лего
Кто читает:
Департамент социологии
Когда читается:
4 модуль
Охват аудитории:
для своего кампуса
Преподаватели:
Нартова Надежда Андреевна
Язык:
русский
Кредиты:
3
Программа дисциплины
Аннотация
Курс знакомит студентов с появлением и развитием исследований возраста в социологии, возможностями теоретического осмысления жизненного курс, возрастных транзиций, поколений, основными теоретическими и методологическими подходами в данной области, их критикой, а также результатами актуальных эмпирических исследований.
Цель освоения дисциплины
- Целью курса является формирование у студентов комплексного понимания взаимосвязи между возрастом, социальными процессами и структурами в обществе. Курс призван предоставить студентам теоретические и методологические инструменты для анализа жизненных этапов, транзиций и поколений как социальных конструктов, формирующих идентичность, поведение и социальные возможности индивидов. Курс также направлен на развитие у студентов критического мышления и навыков анализа эмпирических данных о возрастных группах и поколенческих различиях, что позволит им применять полученные знания в исследовательской и практической деятельности.
Планируемые результаты обучения
- Анализирует основные социологические концепции возраста, такие как жизненный этап, социальное время, поколение. Анализирует влияние социальных, культурных и экономических факторов на формирование жизненных траекторий людей в разные возрастные и исторические периоды. анализирует взаимосвязь между индивидуальным возрастным опытом и макросоциальными процессами.
- Применяет теоретические рамки социологии возраста для анализа конкретных социальных проблем, связанных с возрастом.
- Применяет критическую перспективу для оценивания научных исследований и публицистических материалов, посвященных вопросам возраста.
- Выявляет и интерпретирует социальные проблемы, связанные с возрастом (например, эйджизм, социальная изоляция пожилых людей, межпоколенческие конфликты), с использованием социологической оптики.
- Анализирует критически теоретические подходы к изучению возраста и поколений, способен сопоставлять и оценивать их эвристический потенциал.
- Анализирует основные социологические концепции возраста, такие как жизненный этап, социальное время, поколение.
- Анализирует влияние социальных, культурных и экономических факторов на формирование жизненных траекторий людей в разные возрастные и исторические периоды.
Содержание учебной дисциплины
- Тема 1. Жизненный курс
- Тема 2. Возраст и возрастные категории.
- Тема 3. Транзиции
- Тема 4. Поколения.
Элементы контроля
- • Аудиторная работаАудиторная работа представляет собой работу на семинарах. Оценки за каждый семинар выставляются по 10–балльной шкале. Итоговая оценка за аудиторную работу рассчитывается как среднее.
- Письменная работаПисьменная работа представляет собой самостоятельно написанный на семинарском занятии в течении 30 минут текст по теме курса.
- Домашнее заданиеДомашнее задание это самостоятельно выполненное группой студентов задание, оформленное в виде презентации в PP и представленное на семинаре.
Промежуточная аттестация
- 2024/2025 4th module0.4 * Домашнее задание + 0.3 * Письменная работа + 0.3 * • Аудиторная работа
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Back, K. W., & American Association for the Advancement of Science. (2018). Life Course : Integrative Theories And Exemplary Populations. New York, NY: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=2204186
- Benson, J. E., & Elder, G. H. (2011). Young Adult Identities and Their Pathways: A Developmental and Life Course Model. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.F5C66FBF
- Handbook of Life Course Health Development. (2018). Springer International Publishing. https://doi.org/10.1007/978-3-319-47143-3
- The life course : a sociological introduction, Hunt, S. J., 2017
- The Social Stratification of Choice in the Transition to Adulthood. (2019). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.4796AAB6
- Wyn, J., & Cahill, H. (Eds.). (2015). Handbook of children and youth studies. Springer Singapore. Retrieved from https://proxylibrary.hse.ru:2103/10.1007/978-981-4451-15-4
Рекомендуемая дополнительная литература
- Social background and the demographic life course: Cross-national comparisons. (2021). Springer. https://doi.org/10.1007/978-3-030-67345-1