2024/2025




Психология образования разных категорий обучающихся
Статус:
Маго-лего
Кто читает:
Департамент образовательных программ
Когда читается:
1 модуль
Охват аудитории:
для своего кампуса
Преподаватели:
Подольский Андрей Ильич
Язык:
русский
Кредиты:
3
Программа дисциплины
Аннотация
В курсе рассматривается соотношение базовых, фундаментальных психологических принципов построения современного образования и особенностей построения образовательного процесса применительно к разным категориям обучающихся. При этом рассматриваются особенности современных детей и подростков в сравнении с аналогичными категориями школьников, обучавшихся в средней школе 10 – 20 назад. Причем рассматриваются не только индивидуально-психологические особенности этих групп детей и подростков, но и большая часть показателей социальной ситуации развития, включая отношение общества к школе, особенностям отечественной системы образования, статусу школьного учителя и т.п. Близкий аспект рассмотрения представляют возрастно-психологические особенности обучающихся на разных уровнях образования и их отношение к основным вариантам построения образовательного процесса. Особый блок курса представляет проблема трудностей в обучении. Здесь рассматриваются основные типы трудностей в обучении: учебные, коммуникативные и эмоциональные и поведенческие трудности, обусловленные физическими, ментальными нарушениями и сложной социально-экономической ситуацией. Среди них трудности в отношениях с учителем, в том числе частичная или полная закрытость к принятию учебных задач, деструктивное поведение, направленное на срыв урока; в отношениях с соучениками, в том числе, невключённость в совместную учебную деятельность; отсутствие организационных навыков, умения учиться; отсутствие навыков критического мышления, умения работать с информацией, соответствующих возрасту; отставание по основным предметам. Предполагается рассмотреть имеющиеся практики преодоления или минимизации трудностей в обучении, их возможности и недостатки.Специальный вопрос – образовательные практики в работе с одаренными детьми. Анализируются особенности взаимодействия с этой категорией обучающихся, разновидности трудностей, возникающих при этом, пути их профилактики и преодоления.
Цель освоения дисциплины
- Сформировать представление о соотношение базовых, фундаментальных психологических принципов построения современного образования и особенностей построения образовательного процесса применительно к разным категориям обучающихся.
Планируемые результаты обучения
- Дифференцирует особенности построения образовательного процесса применительно к разным категориям обучающихся.
- Понимает основные типы трудностей в обучении и возможных путей их минимизации и преодоления
- Определяет специфику образовательных практик в работе с одаренными детьми
- Понимает особенности современных детей и подростков в сравнении с аналогичными категориями школьников, обучавшихся в средней школе 10 – 20 назад
Содержание учебной дисциплины
- Особенности построения образовательного процесса и возрастно-психологические характеристики обучающихся
- Особенности современных детей и подростков в сравнении с аналогичными категориями школьников, обучавшихся в средней школе 10 – 20 назад
- Проблема трудностей в обучении
- Образовательные практики в работе с одаренными детьми
Промежуточная аттестация
- 2024/2025 1st module0.3 * Решение кейсов + 0.3 * Творческая работа + 0.4 * Эссе/реферат
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Психология мотивации достижения : Учеб. пособие для вузов, Гордеева Т.О., 2006
Рекомендуемая дополнительная литература
- Хон, Р. Л. Педагогическая психология: Принципы обучения : учебное пособие / Р. Л. Хон. — 2-е изд. — Москва : Академический Проект, 2020. — 736 с. — ISBN 978-5-8291-3531-7. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/132647 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.