2024/2025





Психология коллективного прошлого и будущего
Статус:
Маго-лего
Кто читает:
Департамент психологии
Когда читается:
3 модуль
Охват аудитории:
для всех кампусов НИУ ВШЭ
Язык:
русский
Кредиты:
3
Программа дисциплины
Аннотация
На курсе “Психология коллективного прошлого и будущего” студенты узнают, что такое коллективная память и как она влияет на наши сегодняшние взгляды, личные и групповые эмоции, мышление, поведение, идентичности, установки по отношению к себе и другим, а также на наши представления о будущем своей семьи, этнокультурной группы, страны и человечества в целом. Студенты будут иметь представление о том, что такое memory studies и какое место в них занимает психология. Мы также затронем множество вопросов, например, почему одни события мы хотим помнить, несмотря на их трагичность, а другие хотим предать забвению? Что такое культурная травма и почему она оказывает влияние на нашу жизнь? Почему мы ностальгируем о прошлом, в том числе о том, в котором сами никогда не жили? Можем ли мы “изменить” прошлое, чтобы оно не омрачало наше настоящее и будущее? Почему коллективная память и критическое мышление не всегда идут рядом? Почему в периоды кризисов и социальных изменений мы обращаемся к прошлому, пытаясь найти ответы на вызовы сегодняшнего дня? Каков потенциал влияния на наши представления о коллективном прошлом и будущем со стороны СМИ, литературы, кино, социальных медиа и искусственного интеллекта? В результате прохождения курса студенты овладеют навыком критического мышления, анализа информации, связанной с коллективным прошлым и будущим, и оценки ее влияния на установки, поведение, межличностные и межгрупповые отношения; научатся проводить и интерпретировать исследования в области психологии коллективного прошлого и будущего; а также смогут применить полученные социально-психологические знания и навыки в практической работе, связанной с консультированием и разработкой программ и мероприятий, направленных на преодоление конфликтов на почве исторических разногласий.
Цель освоения дисциплины
- Курс направлен на получение студентами теоретических знаний в области психологии коллективного прошлого и будущего. Прохождение дисциплины позволит овладеть навыками анализа коллективной памяти социальных групп и выработки рекомендаций с целью улучшения межгрупповых отношений.
Планируемые результаты обучения
- Знает понятие, особенности и функции коллективной памяти, подходы к ее изучению в разных науках.
- Умеет подбирать релевантные исследования по теме психологии коллективного прошлого и будущего, анализировать их сильные и слабые стороны, а также оценивать потенциал их развития в других социокультурных контекстах.
- Имеет представление об основных психологических механизмах и эффектах коллективной памяти, а также об особенностях ее передачи
- Имеет представление об особенностях взаимосвязи коллективной памяти и социальной идентичности, а также понимает роль коллективной памяти в межгрупповых отношениях
- Может анализировать особенности коллективной памяти социальной группы, на основе анализа способен предложить направления возможных социально-психологических исследований и интервенций
- Знает понятие, механизмы и последствия культурной травмы, имеет представление о способах социально-психологической работы с коллективной памятью и культурной травмой
- Знает понятие, причины и факторы социальной ностальгии, имеет представление о проявлениях социальной ностальгии в разных социокультурных контекстах
- Имеет представление о структуре и функциях коллективного будущего, понимает последствия различных типов представлений о коллективном будущем
Содержание учебной дисциплины
- Тема 1. Введение в психологию коллективного прошлого
- Тема 2. Психологические механизмы коллективной памяти
- Тема 3. Память группы и межгрупповые отношения
- Тема 4. Культурная травма
- Тема 5. Социальная ностальгия
- Тема 6. Психология коллективного будущего
Элементы контроля
- АктивностьАктивность подразумевает активное участие в дискуссиях, аргументированные ответы на 3 и более вопросов, вовлеченность во все активности на протяжении всего семинара, взаимная содержательная обратная связь (peer-feedback) с артикуляцией достоинств работы одногруппника и перспектив улучшения работы (не менее 2-х содержательных предлжений). Односложные ответы, повторы за другими участниками, тривиальные мысли, комментарии в оценку активности не включаются.
- Тесты
- Индивидуальное заданиеПодбор и анализ исследования по психологии коллективного прошлого и будущего
- Групповое заданиеГрупповое задание. Анализ особенностей коллективной памяти этнокультурной группы
- ЭкзаменУстный экзамен
Промежуточная аттестация
- 2024/2025 3rd module0.2 * Активность + 0.2 * Групповое задание + 0.2 * Индивидуальное задание + 0.2 * Тесты + 0.2 * Экзамен
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Boym, S. (2008). The Future of Nostalgia. New York: Basic Books. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=499418
- Generations and collective memory, Corning, A., 2015
- Individual and collective memory consolidation : analogous processes on different levels, Anastasio, T. J., 2012
- Social identity and intergroup relations, , 2010
- Игорь И. Кобылин, & Федор В. Николаи. (2014). Культурная память, trauma studies и биополитика: контексты полемики.
- Социальная психология времени, Нестик, Т. А., 2014
- Социальные рамки памяти, Хальбвакс, М., 2007
Рекомендуемая дополнительная литература
- 9781000497410 - Otto Boele, Boris Noordenbos, Ksenia Robbe - Post-Soviet Nostalgia : Confronting the Empire’s Legacies - 2019 - Routledge - https://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&db=nlebk&AN=2140834 - nlebk - 2140834
- 9781793641878 - Tinatin Japaridze - Stalin's Millennials : Nostalgia, Trauma, and Nationalism - 2022 - Lexington Books - https://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&db=nlebk&AN=3139570 - nlebk - 3139570
- Cultural trauma : slavery and the formation of African American identity, Eyerman, R., 2001
- Olick, J. K. (1999). Collective Memory: The Two Cultures. Sociological Theory, 17(3), 333. https://doi.org/10.1111/0735-2751.00083
- Perceived group variability in intergroup relations: The distinctive role of social identity. (1999). European Review of Social Psychology, 10, 41–74. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsnar&AN=edsnar.oai.dare.uva.nl.publications.8ff644ff.6bea.4268.9b5f.d402b354f142
- The long defeat : cultural trauma, memory, and identity in Japan, Hashimoto, A., 2015
- Tismăneanu, V. (2010). Coming to Terms with a Traumatic Past: Reflections on Democracy, Atonement, and Memory. History of Communism in Europe, 1, 15–20. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=30h&AN=82085611
- Мельникова Екатерина. (n.d.). Алейда Ассман. Длинная тень прошлого: мемориальная культура и историческая политика. Пер. С нем. Бориса Хлебникова. М. : Новое литературное обозрение, 2014. 323 с. ISBN 978-5-4448-0146-8. Алейда Ассман. Новое недовольство мемориальной культурой. Пер. С нем. Бориса Хлебникова. М. : Новое литературное обозрение, 2016. 223 с. ISBN 978-5-4448-0516-9. Алейда Ассман. Распалась связь времен? Взлет и падение темпорального режима Модерна. Пер. С нем. Б. Хлебникова; пер. Английских цитат Д. Тимофеева. М. : Новое литературное обозрение, 2017. 272 с. ISBN 978-5-4448-0648-7. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.https%3a%2f%2fcyberleninka.ru%2farticle%2fn%2faleyda-assman-dlinnaya-ten-proshlogo-memorialnaya-kultura-i-istoricheskaya-politika-per-s-nem-borisa-hlebnikova-m-novoe-literaturnoe
- Образ будущего России глазами молодежи : монография / под редакцией В. С. Комаровского. — Москва : Аспект Пресс, 2021. — 224 с. — ISBN 978-5-7567-1113-4. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/169678 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.