2024/2025





Методология российской психологии личности
Статус:
Маго-лего
Кто читает:
Департамент психологии
Когда читается:
1, 2 модуль
Охват аудитории:
для всех кампусов НИУ ВШЭ
Язык:
русский
Кредиты:
6
Программа дисциплины
Аннотация
Данный курс сфокусирован на анализе основных трудов отечественной психологии XX и XXI в. В ходе курса слушатели знакомятся с основными «школами» и теоретическими подходами, принятыми в российской психологии. Помимо анализа теоретических идей, внимание уделяется изучению биографий известных российских психологов, обращение к продуктам их деятельности. Проникновение в жизненный мир автора, чтение первоисточников, записных книжек, воспоминаний — все это направлено не только на реконструкцию взглядов ученого, но представляет собой задачу построения Диалога с автором и его взглядами. Результатом данного курса является приобретение знаний, связанных с пониманием научно-теоретического аппарата современной российской науки, осознанием основных научных противоречий. В качестве компетенций слушатели приобретут навыки осмысленного выбора теоретико-методологического основания для собственной научной работы, благодаря осознанию которого разрабатываемое исследование могло бы давать прирост к имеющемуся теоретическому знанию.
Цель освоения дисциплины
- Приобретение знаний, связанных с пониманием научно-теоретического аппарата современной российской психологической науки.
- Развитие навыка вычленять основные научные противоречия.
- Развитие навыка осмысленного выбора теоретико-методологического основания для собственной научной работы.
- Приобретение знаний об основных «школах» и теоретических подходах, принятых в российской психологии.
- Развитие умения обращаться к изучению биографий и продуктов деятельности ученых с целью воссоздания индивидуальной линии жизни автора в пересечении с его идеями.
Планируемые результаты обучения
- Знание и понимание основных идей изучаемых представителей отечественной психологии
- Знание основных биографических сведений об изучаемом деятеле науки
- Понимание структуры, целей и задач курса
- Способность анализировать теоретический материал, соотносить изучаемые идеи с конкретной исторической эпохой
Содержание учебной дисциплины
- Введение в курс методологии отечественной психологии личности
- Досоветский и начало советского периода российской психологии
- Культурно-исторический подход и конкретная психология Л.С. Выготского
- Методологические подходы/парадигмы в отечественной психологии
- О личности в пространстве отечественной психологии
- О сознании
- О бессознательном
- Кризис, схизис или закрытый перелом?
Элементы контроля
- ВовлеченностьОценивается посещение, активность и доклад
- Дополнительное заданиеДополнительное задание позволяет получить до 2 баллов. Задание выполняется командой из 3-4 человек. Дополнительное задание на 1 дополнительный балл: Составить текст и записать подкаст по теме, связанной с методологией российской психологии личности. Подкаст может представлять собой: 1) представление основных идей одного или нескольких авторов, оказавших значительное влияние на развитие методологии российской психологии личности; 2) биографический рассказ об одном или нескольких авторах, оказавших значительное влияние на развитие методологии российской психологии личности; 3) обсуждение в живом диалоге значения идей одного или нескольких авторов, оказавших значительное влияние на развитие методологии российской психологии личности (можно в приложении к современным реалиям и проблемам); 4) самостоятельная идея (должна быть обсуждена с преподавателем). Дополнительное задание на 2 дополнительных балла: Снять и смонтировать короткометражный фильм по теме, связанной с методологией российской психологии личности. Фильм может представлять собой: 1) представление основных идей одного или нескольких авторов, оказавших значительное влияние на развитие методологии российской психологии личности (в формате видео-урока); 2) документально-биографический рассказ об одном или нескольких авторах, оказавших значительное влияние на развитие методологии российской психологии личности (можно включить в содержание интервью с экспертом/ами или теми, кто знал автора); 3) обсуждение в живом диалоге значения идей одного или нескольких авторов, оказавших значительное влияние на развитие методологии российской психологии личности (можно в приложении к современным реалиям и проблемам); 4) самостоятельная идея (должна быть обсуждена с преподавателем). *В конце подкаста/видеоролика следует указать распределение ролей в команде. Озвучивать/сниматься в конечном продукте могут не все участники команды (это может быть представлено отдельной ролью). В рамках подкаста/видеоролика можно использовать цитаты из оригинальных источников. Комментарии к прочитанным цитатам от ведущего - обязательны. Подкаст/видеоролик не должен представлять собой исключительно чтение отрывка из книги или статьи автора(-ов) в области методологии российской психологии.
- ЭкзаменЭкзамен проводится по темам, пройденным в рамках курса, в устной форме. Элементы экзамена: - Воспроизведение знаний: устный ответ на вопрос (0,4) - Профессиональное использование знаний: решение кейса (0,4); - Творческое применение знаний и аналитика: приложение теорий, обсужденных в открытом вопросе или в кейсе, к собственной диссертации (0,2) Студенту заранее предоставляется список вопросов к части открытого вопроса, оформленный в виде билетов. Во время проведения устного опроса студент вытягивает один билет. На подготовку первой "пятерки" человек дается 20-30 минут. Во время подготовки студент может делать записи на пустом листе бумаги. Конспектами и иными справочными материалами, подготовленными до начала экзамена, пользоваться запрещено. Автомат не предусмотрен. Система полуавтомата: студент, набравший суммарно 8 баллов за активность и дополнительное задание (до округления), имеет право выбрать отвечать любой вопрос из билета.
Промежуточная аттестация
- 2024/2025 2nd module0.5 * Вовлеченность + 0.2 * Дополнительное задание + 0.3 * Экзамен
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Бехтерев, В. М. Развитие личности и роль внушения. Избранные работы / В. М. Бехтерев. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 285 с. — (Антология мысли). — ISBN 978-5-534-05976-2. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/455031 (дата обращения: 27.08.2024).
- История, философия и методология психологии и педагогики : учеб. пособие для магистров, Канке, В. А., 2019
- Лазурский, А. Ф. Классификация личностей / А. Ф. Лазурский ; под редакцией М. Я. Басова, В. Н. Мясищева. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 274 с. — (Антология мысли). — ISBN 978-5-534-09344-5. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/427692 (дата обращения: 28.08.2023).
- Лазурский, А. Ф. Классификация личностей / А. Ф. Лазурский ; под редакцией М. Я. Басова, В. Н. Мясищева. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 274 с. — (Антология мысли). — ISBN 978-5-534-09344-5. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/456157 (дата обращения: 27.08.2024).
- Лазурский, А. Ф. Очерк науки о характерах / А. Ф. Лазурский. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 345 с. — (Антология мысли). — ISBN 978-5-534-11354-9. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/457069 (дата обращения: 27.08.2024).
- Лазурский, А. Ф. Психология общая и экспериментальная / А. Ф. Лазурский. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 244 с. — (Антология мысли). — ISBN 978-5-534-09730-6. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/452281 (дата обращения: 27.08.2024).
- Лазурский, А. Ф. Программа исследования личности / А. Ф. Лазурский. — Санкт-Петербург : Лань, 2013. — 33 с. — ISBN 978-5-507-34563-2. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/35304 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
- Методология психологии: проблемы и перспективы, Василюк, Ф. Е., 2013
- Психология развития ребенка, Выготский, Л. С., 2003
- Теория и методология психологии : постнеклассическая перспектива, , 2007
- Ухтомский, А. А. Учение о доминанте / А. А. Ухтомский. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 310 с. — (Антология мысли). — ISBN 978-5-534-05534-4. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/454850 (дата обращения: 27.08.2024).
- Этапы пройденного пути : науч. биогр., Лурия, А. Р., 1982
Рекомендуемая дополнительная литература
- Этюды по истории поведения : обезьяна, примитив, ребенок, Выготский, Л. С., 1993