2024/2025



Литературная жизнь XIX-XX веков в мемуарах
Статус:
Маго-лего
Кто читает:
Школа филологических наук
Когда читается:
3 модуль
Онлайн-часы:
10
Охват аудитории:
для всех кампусов НИУ ВШЭ
Язык:
русский
Кредиты:
3
Программа дисциплины
Аннотация
Дисциплина «Литературная жизнь XIX-XX веков в мемуарах» последовательно знакомит студентов с мемуарной и «документальной»(дневники, переписка) словесностью, отражающей историю литературной жизни, судьбы отдельных писателей, историю создания отдельных литературных произведений, литературные репутации писателей и текстов. Студент получает представление о мемуарах самих писателей, об истории собирания мемуарной литературы, сборниках воспоминаний об отдельных писателях и этапах литературной жизни конца XVIII - первой трети XX веков. Студент знакомится с жанровыми чертами подобных текстов, учится их анализировать, комментировать и верифицировать, а также на основе этих текстов комментировать конкретные литературные произведения, представлять в собственных исследовательских работах и в педагогической практике литературное произведение в контексте «культуры повседневности», взаимоотношений литературных объединений, взаимоотношений авторов и журналов и издательств и т.д. Дисциплина опирается на курсы «Методы филологических исследований, «Герменевтика школьной словесности» обеспечивает один из важнейших аспектов рассмотрения литературы в рамках курса «Техники анализа и интерпретации в различных школах литературоведения». Осваиваемые знания и навыки применяются в в НИСе «Практика чтения».
Цель освоения дисциплины
- получение студентами представления о корпусе русской мемуарной литературы, прежде всего о воспоминаниях самих писателей, воспоминаниях об отдельных писателях, эпизодах их биографии и творчества, мемуаров, представляющих общую атмосферу культурной, общественной и политической жизни эпохи
- знать: - Основные сборники текстов мемуаров о писателях и свидетельств об обстоятельствах эпохи, в которых разворачивалось творчество писателя
- уметь: - соотносить ключевые произведения русских писателей с мемуарными свидетельствами об авторах и об эпохе;
- владеть: - навыком комментария и интерпретации мемуарных текстов с учетом существующей традиции комментирования и критического осмысления документальных свидетельств
Планируемые результаты обучения
- Знакомство с корпусом литературных мемуаров 19 века. Самостоятельный поиск материалов к собственным исследованиям и проводимым занятиям.
- Использование воспоминаний в собственной исследовательской и педагогической практике
- Использование мемуаристики, дневников и переписки в анализе и интерпретации художественных текстов и литературного процесса
- Называть основные мемуарные источники о 1890-1920-х. Комментировать их содержание. Использовать в педагогической практике.
Содержание учебной дисциплины
- Становление и дифференциация мемуарных свидетельств в русской литературе. Пушкинская эпоха
- Мемуаристика второй половины XIX века Взаимосвязь историко-литературных биографических исследований и мемуаристики
- Литературная жизнь 1890-1910-х в мемуарах, дневниках, переписке
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Русская литература XX века в зеркале критики : хрестоматия для студентов вузов, , 2003
Рекомендуемая дополнительная литература
- А. П. Чехов в воспоминаниях современников, , 1986
- Александр Блок в воспоминаниях современников. Т.1: ., , 1980
- Александр Блок в воспоминаниях современников. Т.2: ., , 1980
- Беседы о русской культуре : быт и традиции русского дворянства (XVIII - начало XIX века), Лотман, Ю. М., 2011
- Блок и русский символизм. [T.2]: Александр Блок и русские писатели, Минц, З. Г., 2000
- Воспоминания о Максимилиане Волошине, , 1990
- Воспоминания об Александре Блоке, Бекетова, М. А., 1990
- Воспоминания, Достоевская, А. Г., 1987
- Воспоминания, Панаева (Головачева), А. Я., 1986
- Достоевский в воспоминаниях современников. Т.1: ., , 1990
- Достоевский в воспоминаниях современников. Т.2: ., , 1990
- И. С. Тургенев в воспоминаниях современников; Переписка И. С. Тургенева с Полиной Виардо и ее семьей, , 1988
- Литература. 11 класс. Базовый уровень. Ч. 1: ., Абелюк, Е. С., 2019
- Литература. 11 класс. Базовый уровень. Ч. 2: ., Абелюк, Е. С., 2019
- М. Ю. Лермонтов в воспоминаниях современников, , 1972
- М. Ю. Лермонтов в воспоминаниях современников, , 1989
- М. Ю. Лермонтов: pro et contra. Т.1: ., , 2013
- М. Ю. Лермонтов: pro et contra. Т.2: ., , 2014
- Ольга Леонардовна Книппер - Чехова. Ч.1: Воспоминания и статьи; Переписка с А. П. Чеховым (1902-1904), , 1972
- Поэзия. Проза. Воспоминания, Григорьев, А. А., 2008
- Пушкин : биография писателя; Статьи и заметки; "Евгений Онегин". Комментарий, Лотман, Ю. М., 2011
- Русская литература XX века : школы, направления, методы творческой работы : учебник для вузов, Лотман, М. Ю., 2002