2024/2025





Исторические художественные материалы и техника живописи
Статус:
Маго-лего
Кто читает:
Школа исторических наук
Когда читается:
3 модуль
Охват аудитории:
для своего кампуса
Преподаватели:
Никогосян Мариам Николаевна
Язык:
русский
Кредиты:
3
Программа дисциплины
Аннотация
Курс ставит своей целью сформировать представление о развитии техники живописи в различные исторические периоды, сформировать базовое представление об основных художественных материалах, которыми пользовались живописцы в различные исторические периоды; развить умение разбираться в использованных автором картины материалах (особенностях основы; структуры, пигментах) и их выразительными возможностями;развить умение различать в картине использованные материалы и соотносить со временем создания произведения и стоявшими перед автором задачами;освоить базовые знания о технике живописи, необходимые в профессиональной деятельности историка искусств (эксперта, работника музея, галерея и т.п.).
Цель освоения дисциплины
- сформировать представление о развитии техники живописи в различные исторические периоды
- сформировать базовое представление об основных художественных материалах, которыми пользовались живописцы в различные исторические периоды
- развить умение разбираться в использованных автором картины материалах (особенностях основы; структуры, пигментах) и их выразительными возможностями
- развить умение различать в картине использованные материалы и соотносить со временем создания произведения и стоявшими перед автором задачами
- освоить базовые знания о технике живописи, необходимые в профессиональной деятельности историка искусств (эксперта, работника музея, галерея и т.п.).
Планируемые результаты обучения
- знать основы техники живописи и ее эволюцию в различные периоды истории
- иметь навыки самостоятельного технико-технологического описания живописного произведения
- освоить основные термины, связанные с техникой живописи и историческими материалами
- уметь использовать данные об использованных художественных материалах и технике живописи художника в своих исследованиях и профессиональной деятельности
- уметь использовать данные технико-технологических исследований при решении самостоятельно поставленных задач в исследованиях по истории искусства
- уметь использовать полученные навыки в дальнейшей профессиональной деятельности (эксперта, сотрудника музея, галереи и т.п.)
Содержание учебной дисциплины
- Исторические художественные материалы и техника живописи. Вводная лекция.
- Исторические художественные материалы и техника живописи. Основы.
- Исторические художественные материалы и техника живописи. Подготовительные слои.
- Исторические художественные материалы и техника живописи. Красочный слой.
Элементы контроля
- Доклад по пигментам 19-20 векаСтудент выступает на семинаре с устным докладом по выбранным пигментам 19 века с презентацией. Должны быть представлены основные характеристики пигментов, формула, дата открытия и начала промышленного производства, даны примеры использования в картинах.
- Доклад в музее по выбранным картинамСтудент должен рассмотреть на примере конкретных произведений особенности техники живописи художника или национальной школы живописи в определенный исторический период, продемонстрировать владение специальной терминологией и показать понимание структуры живописного произведения, особенностей использованных художественных материалов и их возможностей. При подготовке доклада студент должен прежде всего опираться на личный опыт непосредственного изучения произведения живописи, дополняя его широким кругом литературы, в том числе на иностранных языках, что предполагает самостоятельную работу с электронными ресурсами и фондами библиотеки ВШЭ, а так же других библиотек (РГБ, ВГБИЛ) и ориентацию в интернет-ресурсах.
- Письменная работа по технике живописи определенного периодаВ письменной работе объемом (2-3 тыс. слов) по теме доклада студент на основании личного изучения картин из собрания ГМИИ им.А.С.Пушкина, а также литературы, должен представить самостоятельное исследование по технике живописи отдельных мастеров или произведений. Ссылки, примечания, список литературы оформляется по ГОСТу 7.1.-2003.
Промежуточная аттестация
- 2024/2025 3rd module0.4 * Доклад в музее по выбранным картинам + 0.2 * Доклад по пигментам 19-20 века + 0.4 * Письменная работа по технике живописи определенного периода
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Rushfield, R. A., & Stoner, J. H. (2012). Conservation of Easel Paintings. Hoboken: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=536352
Рекомендуемая дополнительная литература
- Технология станковой живописи : история и исследование: учебное пособие, Гренберг, Ю. И., 2017
- Художественные материалы и их применение в живописи. Т.1: Грунты. Пигменты. Связующие. Масляная живопись, Дернер, М., 2017