Магистратура
2024/2025





Научный исследовательский семинар "Жизнь в науке: путеводитель молодого исследователя"
Статус:
Курс обязательный (Педагогическое образование)
Направление:
44.04.01. Педагогическое образование
Кто читает:
Департамент образовательных программ
Где читается:
Институт образования
Когда читается:
1-й курс, 2-4 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для своего кампуса
Преподаватели:
Горбунова Елена Васильевна,
Корешникова Юлия Николаевна,
Пичугина Виктория Константиновна,
Поливанова Катерина Николаевна,
Юрченко Олеся Викторовна
Прогр. обучения:
Педагогическое образование
Язык:
русский
Кредиты:
3
Программа дисциплины
Аннотация
Данная дисциплина включает в себя несколько разделов, которые позволяют сформировать у студентов исследовательскую компетенцию. Первый раздел посвящен написанию научного аппарата исследования, что позволяет студентам определиться с темой и осознать, что входит в научный аппарат и какие требования предъявляются к каждому его компоненту. Для трека «Преподавание в современном мире» отдельным разделом является выделение научной и практической проблемы, в ходе изучения которого студенты-учителя научатся смотреть на организованный ими образовательный процесс, как на объект исследования, выделяя факторы, связанные с достижением заявленных образовательных результатов и думая, как можно оказать на них влияние. Следующий раздел НИСа общий для обоих треков будет посвящен анализу литературных источников и формированию умения подбирать теоретическую рамку исследования, в ходе его изучения студенты научатся использовать результаты исследований, опубликованных в научных статьях. Также на обоих треках большое внимание будет уделено качественным и количественным методам сбора и обработки данных. В процессе изучения методов студенты смогут применить их не только для проведения своего исследования, но и для решения профессиональных задач, с которыми сталкиваются в процессе работы в качестве учителей или педагогических дизайнеров.
Цель освоения дисциплины
- Развить у студентов исследовательскую компетенцию, включающую в себя разработку научного аппарата исследования, работу с литературными источниками, количественными и качественными методами сбора и обработки данных, используемых в исследованиях в области образования.
Планируемые результаты обучения
- Выбирает тему исследования, практической разработки в соответствии со своими интересами и научной повесткой исследования или наличием дефицита в практических разработках.
- Обосновывает актуальность проводимого исследования.
- Выделяет научную проблему исследования и/или обосновывает практическую значимость.
- Выбирает тему исследования, практической разработки в соответствии со своими интересами и научной повесткой исследования или наличием дефицита в практических разработках..
- Формулирует исследовательский вопрос и гипотезу исследования, практической разработки
- Формулирует цель исследования/практической разработки и вытекающие из нее задачи
- Подбирает теоретическую рамку работы, на основании анализа литературы, включая ключевые научные теории
- Анализирует организованный образовательный процесс с целью выделения факторов, связанных с образовательными результатами
- Работает с приложениями для чтения и структурирования научной информации
- Использует в своей работе аналитические инструменты международных наукометрических баз данных
- Осуществляет поиск и обработку научной информации (на открытых научных платформах, в открытых библиотечных каталогах и др.)
- Подбирает дизайн исследования или апробации практической разработки релевантный цели и задачам
- Знает особенности методик сбора качественных и количественных методов эмпирических данных, выбирает среди них подходящую под конкретную исследовательскую задачу, применяет их для сбора данных
- Различает основные типы исследовательских дизайнов. Знает особенности методик сбора качественных и количественных методов эмпирических данных, выбирает среди них подходящую под конкретную исследовательскую задачу, применяет их для сбора данных
- Проводит анализ данных и интерпретирует результаты
Содержание учебной дисциплины
- Введение в НИС
- Актуальность и научная или практическая проблема исследования или разработки
- Выбор темы исследовательского проекта (исследования или разработки)
- Формулировка исследовательского вопроса, целей и задач исследования или разработки
- Выбор теоретической рамки исследования
- Выделение научной и практической проблемы (только для трека «Преподавание в современном мире»)
- Цифровые ключи к профилю ученого: цели создания и скрытые возможности
- Библиметрические показатели: аналитические возможности
- Содержание и функциональные возможности международных наукометрических баз
- Содержание и функциональные возможности открытых библиотечных каталогов
- Скрытые возможности привычных программ для ученого
- Планирование научного исследования: от исследовательского вопроса до презентации результатов
- Особенности научной деятельности в современную эпоху: до и после искусственного интеллекта
- Сбор данных в качественном исследовании (глубинные интервью, фокус-группы)
- Метод наблюдения в качественном социологическом исследовании
- Сбор данных для количественного исследования. Отбор респондентов
Элементы контроля
- Разработка обоснования темы исследования или разработки (research proposal)
- Создание «научного колеса» по шаблону колеса Аллана Каррингтона
- Выбор теоретической рамки исследования
- Разработка инструмента исследования
- Защита исследовательского проекта
Промежуточная аттестация
- 2024/2025 3rd module0 * Выбор теоретической рамки исследования + 0.7 * Разработка обоснования темы исследования или разработки (research proposal) + 0.3 * Создание «научного колеса» по шаблону колеса Аллана Каррингтона
- 2024/2025 4th module0.7 * Защита исследовательского проекта + 0.3 * Разработка инструмента исследования
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Как организовать и представить исследовательский проект : 75 простых правил, Радаев В.В., 2001
- Как организовать и представить исследовательский проект : 75 простых правил, Радаев, В. В., 2001
- Как организовать и представить исследовательский проект: 75 простых правил, Радаев, В.В., 2001
- Как организовать и представить исследовательский проект: 79 простых правил [Электронный ресурс], Радаев, В. В., 2005
- Качественные методы. Полевые социологические исследования, Штейнберг, И. Е., 2009
- Лекции по психологии, Выготский, Л. С., 2006
- Методы социологического исследования : Учеб. пособие, Девятко, И.Ф., 2002
- Мышление и речь, Выготский, Л. С., 1999
- Основы научных исследований : учеб. пособие, Герасимов, Б. И., 2009
- Основы научных исследований : учеб. пособие, Герасимов, Б. И., 2011
- Основы научных исследований : учеб. пособие, Кожухар В.М., 2012
- Основы научных исследований : учеб. пособие, Лудченко А.А., Лудченко Я.А., 2001
- Основы научных исследований : учеб. пособие, Розанова, Н.М., 2020
- Педагогическая психология, Выготский, Л.С., 1999
- Педология школьного возраста; Лекции по психологии развития, Выготский, Л. С., 2022
- Психология развития ребенка, Выготский, Л. С., 2003
- Собрание сочинений : в шести томах, Т. 1, под ред. А. Р. Лурия, М. Г. Ярошевского, 487 с., Выготский, Л. С., 1982
- Собрание сочинений. Т.1: Вопросы теории и истории психологии., Выготский, Л. С., 1982
- Собрание сочинений. Т.2: Проблемы общей психологии, Выготский, Л. С., 1982
- Собрание сочинений. Т.3: Проблемы развития психики, Выготский, Л. С., 1983
- Собрание сочинений. Т.4: Детская психология, Выготский, Л. С., 1984