Бакалавриат
2024/2025





Латинский язык
Статус:
Курс по выбору (Филология)
Направление:
45.03.01. Филология
Кто читает:
Школа филологических наук
Где читается:
Факультет гуманитарных наук
Когда читается:
1-й курс, 3, 4 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для своего кампуса
Язык:
русский
Кредиты:
3
Программа дисциплины
Аннотация
Изучение латыни играло в прошлом и играет сейчас ключевую роль в подготовке филологов. Этот древний язык не только является основой романских языков (таких как французский, итальянский, испанский), но и оказал огромное влияние на лексику и грамматику других языков, включая английский, немецкий и русский. Латынь помогает понять происхождение слов, их этимологию и пути развития, что чрезвычайно важно для лексикографов, переводчиков и тех, кто занимается сравнительно-историческим языкознанием. Латинская поэзия обладает строгими метрами, такими как гекзаметр, элегический дистих и др. Изучение латыни помогает понять, как создавались сложные метрические структуры, и увидеть их влияние, например, на русскую поэзию. Таким образом, изучение латыни для филолога — это не только способ углубить свои профессиональные знания и приобрести уникальные компетенции, но и шаг к пониманию глубинных связей между языками, культурами и эпохами.
Цель освоения дисциплины
- • проработать темы грамматики при помощи упражнений, • закрепить знание базовой лексики; • дать начальное представление о строении латинского текста классического периода, познакомить студентов с основными латинскими стихотворными размерами, тропами; • дать представление о разнице между художественным и буквальным переводом и выработать навыки последнего.
Планируемые результаты обучения
- Умеет склонять существительные и прилагательные I, II и III склонений, узнавать и определять их формы в тексте; спрягать глаголы всех типов и глагол esse в Praesens, Imperfectum, Perfectum изъявительного наклонения, узнавать и определять их формы в тексте; знает парадигму склонения личных и указательных местоимений, узнает их в тексте, может перевести.
- Может перевести простое предложение, выявить пройденные конструкции, определить функции падежей.
- Может перевести сложное предложение, определить тип придаточного, прокомментировать глагольные формы.
- Умеет читать латинский текст, соблюдая правила постановки ударения и правила чтения.
- Умеет склонять существительные IV и V склонения, узнавать и определять их формы в тексте; спрягать глаголы всех типов и глагол esse в Imperfectum и Perfectum изьявительного наклонения, Praesens и Imperfectum сослагательного наклонения, узнавать и определять их формы в тексте; знать указательные местоимения; знать, как образуется причастие настоящего времени и герундий, узнавать их формы в тексте.
- знакомство с историей латинского языка и его местом в системе индоевропейских языков
- Освоение именной системы латинского языка, умение опознавать и переводить формы, а также их образовывать
- Освоение системы латинского глагола, умение опознавать в тексте и переводить, а также образовывать указанные формы
- чтение и понимание текстов, написанных на латинском языке классического периода
- Владеет лексическим минимумом из уроков 1–23 учебника Мирошенковой, Федорова.
- Студент определяет стилистические особенности изучаемых авторов, может дать грамматический и филологический комментарий к читанному и новому тексту того же автора.
- Студент может привести примеры латинских дериватов в русском и современных европейских языках
Содержание учебной дисциплины
- Вводный раздел
- Морфология
- Фонетика
- Синтаксис
- Лексика
- Латинская проза и поэзия
Элементы контроля
- ЭкзаменНа экзамене студенту предлагается прочитать, перевести и проанализировать (провести грамматический разбор форм) фрагмент произведения.
- Контрольная работа
- Работа на занятиях
Промежуточная аттестация
- 2024/2025 4th module0.25 * Контрольная работа + 0.15 * Работа на занятиях + 0.6 * Экзамен
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Lingua Latina : учебник для вузов, Мирошенкова, В. И., 2018
- Мирошенкова, В. И. Lingua Latina : учебник / В. И. Мирошенкова, Н. А. Федоров. — 14-е изд., стер. — Москва : ФЛИНТА, 2017. — 416 с. — ISBN 978-5-89349-542-3. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/119405 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
- Тронский, И. М. Очерки из истории латинского языка / И. М. Тронский. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 273 с. — (Антология мысли). — ISBN 978-5-534-04861-2. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/454383 (дата обращения: 27.08.2024).