Бакалавриат
2024/2025





Научно-исследовательский семинар "Основные темы и методы философского познания"
Статус:
Курс обязательный (Философия)
Направление:
47.03.01. Философия
Кто читает:
Школа философии и культурологии
Где читается:
Факультет гуманитарных наук
Когда читается:
1-й курс, 1-3 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для своего кампуса
Язык:
русский
Кредиты:
4
Программа дисциплины
Аннотация
Научно-исследовательский семинар "Основные темы и методы философского познания" является своеобразным введением в философию для студентов 1 курса ОП «Философия». Его цель – дать студентам базовые знания о многообразии тем, форм и методов философского исследования. Будет продемонстрировано проблемное поле философии и его связь с другими областями познания. Студенты познакомятся с особенностями философствования как интеллектуальной практики, структурой разделов философии как академической дисциплины, их проблематикой и методологическими основаниями. Отдельные части курса посвящены становлению историко-философской дисциплины и применяемых в ней методологий, а также характеристике основных течений в современной философии. Студентам будет продемонстрирована специфика чтения разных типов философских текстов, а также основные принципы работы с источниками. Студенты будут выполнять практические задания с целью освоения конкретных методов философской работы.
Цель освоения дисциплины
- Составить у студентов ясное представление о предмете философии, о структуре разделов философии как академической дисциплины, об их проблематике и метододах.
- Познакомить с основными направлениями в философии. Научить первичным навыкам чтения разного типа философских текстов, а также основным принципам работы с источниками.
Планируемые результаты обучения
- умеет отличать тезисы от аргументов, взвешивать валидность аргументов
- умеет апплицировать теоретические положения текста на конкретные примеры
- умеет сравнивать противоположные теоретические позиции и выделять более убедительную и аргументированную
- умеет обоснованно критиковать текст и отдельные выдвигаемые тезисы
- Знать различные концепции развития философского знания в исторической перспективе.
- Воспроизводить имена персоналий и владеть технической терминологией.
- Знакомство с источниками для изучения досократической философии.
- Умение отличать подлинные и ложные свидетельства о древних философах.
- Сформировать базовые навыки методологической работы с философским исследовательским полем (формулировка проблемы, выбор понятийного аппарата, выдвижение и проверка гипотез)
Содержание учебной дисциплины
- Дефиниции философии
- Генезис философии
- Структура философского знания.
- Основные течения философии
- Основные методы философии
- Постановка и прояснение философских вопросов
- О природе философии как науки
- Структура философского исследования: разработка проблемного поля, выдвижение и проверка гипотез
- Становление историко-философской дисциплины и историко-философских методологий.В настоящем спецкурсе предлагается обсудить, как философия осмысляет саму себя, почему с появлением философии почти сразу появляется и историко-философская рефлексия. Курс включает пункты о становлении историко-философской дисциплины, начиная с классического периода античной философии до начала 19 века, когда благодаря усилиям Г.Ф.В. Гегеля история философия становится академической дисциплиной. Дополнительно предлагается рассмотреть современные историко-философские подходы - институциональный подход Ю.Шичалина и ментальный подход М.Фреде.
- Ранние пифагорейцы: доксография и псевдография
- Как читать философский текст.На примере простого философского текста - в данном случае трактата Дж.Ст. Милля "О свободе" - отрабатываются базовые герменевтические навыки работы с текстом.
Элементы контроля
- 3 модуль. Работа на семинареСтудент к семинару должен прочесть предложенные тексты, уметь отвечать на заданные вопросы, включаться в дискуссии, владеть базовой терминологией. Оценка складывается как средняя арифметическая оценок всех преподавателей модуля
- 3 модуль итоговая работа за весь курс
- 2 модуль. Работа на семинареСтудент к семинару должен прочесть предложенные тексты, уметь отвечать на заданные вопросы, включаться в дискуссии, владеть базовой терминологией. Оценка складывается как средняя арифметическая оценок всех преподавателей модуля
- 1 модуль. Работа на семинареСтудент к семинару должен прочесть предложенные тексты, уметь отвечать на заданные вопросы, включаться в дискуссии, владеть базовой терминологией. Оценка складывается как средняя арифметическая оценок всех преподавателей модуля
Промежуточная аттестация
- 2024/2025 3rd moduleИтоговая оценка за курс = 0,7* Накопленная оценка + 0,3* Итоговая письменная работа (блокирующая) Накопленная оценка = 0,3*1 модуль + 0,3* 2 модуль + 0,4* 3 модуль
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Аристотель, -. Метафизика / Аристотель ; переводчик А. В. Кубицкий. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 241 с. — (Антология мысли). — ISBN 978-5-534-07009-5. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/516637 (дата обращения: 27.08.2024).
- Метафизика, Аристотель, ., 1999
- О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов, Диоген Лаэртский, 1998
- О Пифагоровой жизни, Ямвлих, 2002
- П.П. МОЖЕЙКО. (2008). Христианские Апологеты В Языческом Культурном Ареале (Заметки О Христианской Философии Эпохи Патристики На Примере Тертуллиана И Климента Александрийского). Вестник Полесского Государственного Университета. Серия Общественных и Гуманитарных Наук, (2). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.16468775
- Сочинения Платона. Ч.2: ., Платон, ., 2014
- Сочинения. Т.1: ., Секст Эмпирик, ., 1975
- Сочинения. Т.2: ., Секст Эмпирик, ., 1976
- Фрагменты ранних греческих философов. Ч.1: От эпических теокосмогоний до возникновения атомистики, , 1989
Рекомендуемая дополнительная литература
- Greek religion : archaic and classical, Burkert, W., 1985
- Зарождение истории науки в античности, Жмудь, Л. Я., 2002
- Проблема идеала в философии. Гегель и герменевтика, Ильенков, Э. В., 2014