• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2024/2025

Право в медиакоммуникациях

Статус: Курс обязательный (Управление в креативных индустриях)
Направление: 38.03.02. Менеджмент
Когда читается: 1-й курс, 3, 4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Кредиты: 8

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина «Право в медиакоммуникациях» учитывает уникальный авторский опыт, отвечает вызовам современной медиаиндустрии и направлена на обучение студентов бакалавриата разных специализаций образовательной программы «Управление в креативных индустриях». Студенты узнают о «зонах риска», связанных с распространением цифрового контента в Интернете: защита чести, достоинства и деловой репутации, частной жизни, персональных данных, права на изображение; регулирование рекламы; антипиратское законодательство и др. Студенты также познакомятся с основными проблемами и тенденциями медиаэтики в России и в мире. Дисциплина направлена на формирование конкретных практических навыков у студентов: выбор оптимальной организационно-правовой формы и налогового режима для медиастартапа; выработку стратегии защиты авторского контента, бренда, имени и домена; отработки механизма «очистки прав»; аудит юридической документации и внесение правок в типичные для медиаиндустрии договоры на базовом уровне. Дисциплина поможет приобрести конкретные менеджерские навыки для организации работы с контентом и минимизации сопутствующих рисков правового характера. Среди ключевых – риски блокировок и удаления контента в соответствии с законодательством РФ и правилами медиаплатформ, незаконное использование чужого контента в рамках собственных медиастартапов, недобросовестные договорные практики. Преимуществом дисциплины является ее системность и доступность для студентов, не имеющих специальной юридической базы. Дисциплина включает в себя две части: Правовая часть курса (48 а.ч.): блок 1: «Информационно-правовые аспекты медиа» блок 2: «Авторско-правовые аспекты медиа» блок 3: «Особенности юридического сопровождения медиастартапа» Этическая часть курса (32 а.ч.) Студенты научатся самостоятельно, без привлечения юристов принимать правовые решения на базовом уровне при управлении и сопровождении креативных стартапов или стартап-проектов.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Дать студентам представление о необходимых менеджерских решениях, лежащих в правовой плоскости, а также обучить навыкам юридического сопровождения креативных проектов на разных этапах работы с ними: от выбора налогового режима до дистрибуции контента в Интернете.
  • Дать студентам представление об основах российского законодательства в некоторых областях интеллектуального права (авторское, смежное право; товарные знаки) и выработать практические навыки, связанные с «очисткой прав» и договорной работой в целом в сфере покупки/продажи контента, создания/защиты/управления продукта для креативных проектов.
  • Дать студентам общее представление об информационно-правовых и этических аспектах медиа, способных влиять на содержание контента и принимаемые относительно него управленческие решения в креативных индустриях (на разных этапах сопровождения проектов).
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Называет «зоны риска» и последствия с точки зрения ограничений на распространение определенного контента в сети Интернет, предусмотренных информационным законодательством РФ
  • Раскрывает концепцию «свободы слова» и «свободы информации», а также допустимые ограничения данных свобод в контексте международного и российского медиаправа.
  • Называет основные тенденции в регулировании Интернета и креативных индустрий в России и в мире.
  • Решает кейсы, связанные с защитой информационных прав субъектов, с минимизацией правовых рисков в контексте информационного права РФ.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Блок 1. «Информационно-правовые аспекты медиа». Тема 1. Введение в курс: основные понятия и источники медиаправа. Тенденции в регулировании медиасферы в России и в мире
  • Блок 1. Тема 2. Защита чести, достоинства, деловой репутации
  • Блок 1. Тема 3. Диффамация: новое в регулировании 2018-2023. Блокировка как инструмент защиты чести, достоинства, деловой репутации в Интернете.
  • Блок 1. Тема 4. Защита детей от вредной информации в медиа
  • Блок 1. Тема 5. Правовое регулирование рекламы
  • Блок 2. «Авторско-правовые аспекты медиа». Тема 6. Интеллектуальная собственность: виды, основные понятия
  • Блок 2. Тема 7. Договоры о передаче исключительных прав на контент: виды, существенные условия, ответственность за нарушение. «Очистка прав» в медиа
  • Блок 3. «Особенности юридического сопровождения медиастартапа: с чего начинать?». Тема 8. Организационно-правовая форма медиастартапа, налоговые режимы, договорные схемы
  • Блок 3. Тема 9. Дистрибуция контента в соцсетях: пользовательские соглашения и политика конфиденциальности
  • Этическая часть курса. Блок 4. Тема 10. Этика: общечеловеческое и профессиональное измерение
  • Блок 4. Тема 11. Этика медиа: что происходит с журналистикой?
  • Блок 4. Тема 12. Этика не-журналистских цифровых медиа
  • Блок 4. Тема 13. Пользовательский этикет и проблемы современной цифровой этики
  • Блок 4. Тема 14. Отечественные и зарубежные работы по этике современных медиа
  • Блок 4. Тема 15. Кодексы медиаэтики: история и современность
  • Блок 4. Тема 16. Основные дилеммы медиаэтики: анализ кейсов
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Итоговый тест по правовой части курса
  • неблокирующий Анализ кейса
    Студентам предлагается проанализировать реальный кейс из российской или зарубежной медиаиндустрии на предмет соблюдения применимых медиаэтических норм при создании и распространении контента.
  • неблокирующий Итоговый проект
  • неблокирующий Правовой аудит медийного стартапа (в группах)
    Группы студентов (до 5 человек) получают на руки описание медийного стартапа. Студентам будет предложено: 1) выявить все возможные риски для медийного стартапа на этапах запуска и сопровождения, учитывая законодательство РФ; 2) описать договорную схему, которую нужно предусмотреть для данного стартапа: с кем нужны будут договоры? Какие? Что в них важно отразить? 3) описать возможную организационно-правовую схему и налоговый режим: что удобнее и почему? 4) дать ответ на общий вопрос: какие еще рекомендации можно дать владельцу такого стартапа в контексте пройденных тем по курсу? Обсуждения в группах, подготовка ответов: 60 минут. Презентация ответов от группы: до 10 минут. Обсуждение с коллегами и преподавателем (вопросы, комментарии, уточнения): 3-5 минут.
  • неблокирующий Аудит авторско-правового договора (в группах)
    Группы студентов (до 5 человек) получают на руки договор с описанием кейса, предшествующего его подписанию, а также вопросы для обсуждения. Обсуждения в группах, подготовка ответов: 30 минут. Презентация результатов аудита и ответов на вопросы по кейсу: 5-7 минут. Обсуждение с коллегами и преподавателем (вопросы, комментарии, уточнения): 3-5 минут.
  • неблокирующий Тест по итогам лекций
    Ход усвоения студентами лекционного материала контролируется с помощью теста, включающего закрытые вопросы и задачи (количество вопросов зависит от пройденного материала, но не более 30). Решение тестов происходит онлайн до даты, обозначенной в презентации курса в Smart LMS.
  • неблокирующий Работа на семинарских занятиях
    Учитывается количество верных и полных ответов студентов. После каждого семинарского занятия указанные ответы конвертируются в оценки на усмотрение преподавателя, в зависимости от объема выполненных заданий за занятие/занятия. Значение баллов обозначено и конкретизировано в презентации курса в Smart LMS, которая становится доступной студентам в начале курса.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2024/2025 4th module
    Формула оценивания за 3 модуль (правовая часть курса): О Итоговый тест * 0.5 + О Активность на семинарах * 0,25 + О Аудит договора * 0.15 + О Тест по лекциям * 0.1 = О итог правовая часть; Формула оценивания за 4 модуль (этическая часть курса): О Проект * 0.5 + О Работа на семинарских занятиях * 0.25 + О Анализ кейса * 0.25 = О итог этическая часть; Оитог за весь курс = Оитог правовая часть * 0.5 + Оитог этическая часть * 0.5
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Бачило, И. Л.  Информационное право : учебник для вузов / И. Л. Бачило. — 5-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 419 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-00608-7. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/510460 (дата обращения: 27.08.2024).
  • Брагинский, М. И. Договорное право / М. И. Брагинский, В. В. Витрянский. — 2-е изд. — Москва : СТАТУТ, [б. г.]. — Книга 2 : Договоры о передаче имущества — 2011. — 780 с. — ISBN 978-5-8354-0750-7. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/61519 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Брагинский, М. И. Договорное право / М. И. Брагинский, В. В. Витрянский. — 2-е изд. — Москва : СТАТУТ, [б. г.]. — Книга 3 : Договоры о выполнении работ и оказании услуг — 2011. — 1055 с. — ISBN 978-5-8354-0751-4. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/61858 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Брагинский, М. И. Договорное право / М. И. Брагинский, В. В. Витрянский. — 5-е изд. — Москва : СТАТУТ, [б. г.]. — Книга 4 : Договоры о перевозке, буксировке, транспортной экспедиции и иных услугах в сфере транспорта — 2011. — 910 с. — ISBN 978-5-8354-0752-1. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/61520 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Брагинский, М. И. Договорное право: общие положения : учебное пособие / М. И. Брагинский, В. В. Витрянский. — 4-е изд. — Москва : СТАТУТ, 2020. — 847 с. — ISBN 978-5-8354-1666-0. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/175443 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Брагинский, М. И. Договорное право. Книга пятая : в 2 томах / М. И. Брагинский, В. В. Витрянский. — 2-е изд. — Москва : СТАТУТ, [б. г.]. — Том 1 : Договоры о займе, банковском кредите и факторинге. Договоры, направленные на создание коллективных образований — 2011. — 736 с. — ISBN 978-5-8354-0753-8. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/61521 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Брагинский, М. И. Договорное право. Книга пятая : в 2 томах / М. И. Брагинский, В. В. Витрянский. — 2-е изд. — Москва : СТАТУТ, [б. г.]. — Том 2 : Договоры о банковском вкладе, банковском счете, банковские расчеты. Конкурс, договоры об играх и пари — 2011. — 623 с. — ISBN 978-5-8354-0754-5. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/61522 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Дзялошинский, И. М.  Профессиональная этика журналиста : учебник и практикум для вузов / И. М. Дзялошинский. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 412 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-9916-9204-5. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/512165 (дата обращения: 27.08.2024).
  • Договорное право России: реформирование, проблемы и тенденции развития: Монография / Е.Е. Богданова, Л.Ю. Василевская, Е.С. Гринь и др. - М.: Юр.Норма, НИЦ ИНФРА-М, 2019. - 192 с. - ISBN 978-5-91768-677-6. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1025457
  • Исключительные права на средства индивидуализации товаров - товарные знаки, знаки обслуживания, н..., Гульбин, Ю.Т., 2007
  • Коршунов, Н. М. Интеллектуальная собственность (Права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации) : учеб. пособие / под общ. ред. Н. М. Коршунова, Ю. С. Харитоновой. — 2-е изд., перераб. — Москва : Норма : ИНФРА-М, 2017. — 384 с. - ISBN 978-5-91768-601-1. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/906576
  • Лазутина, Г. В.  Профессиональная этика журналиста : учебник и практикум для вузов / Г. В. Лазутина, И. Н. Денисова. — 5-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 241 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-15481-8. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/510855 (дата обращения: 27.08.2024).
  • Право интеллектуальной собственности : учебник / под редакцией Л. А. Новоселовой. — Москва : СТАТУТ, [б. г.]. — Том 3 : Средства индивидуализации — 2018. — 432 с. — ISBN 978-5-8354-1420-8. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/113594 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Правовые основы журналистики : учебник для вузов, Рихтер, А. Г., 2002
  • Правовые основы журналистики : учебник для вузов, Рихтер, А. Г., 2017
  • Правовые основы интернет-журналистики : учебник для вузов, Рихтер, А. Г., 2014
  • Рубцова, Н. В., Договорное правовое регулирование предпринимательской деятельности : монография / Н. В. Рубцова. — Москва : Русайнс, 2020. — 166 с. — ISBN 978-5-4365-1981-4. — URL: https://book.ru/book/934869 (дата обращения: 26.08.2024). — Текст : электронный.

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Анисимов, А. П.  Договорное право : практическое пособие для вузов / А. П. Анисимов, А. Я. Рыженков, С. А. Чаркин ; под общей редакцией А. Я. Рыженкова. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 297 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-9916-9887-0. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/514355 (дата обращения: 27.08.2024).
  • Гульбин, Ю. Т. Исключительные права на средства индивидуализации товаров - товарные знаки, знаки обслуживания, наименования мест происхождения товаров: Гражданскоправовой аспект : монография / Ю. Т. Гульбин. — Москва : СТАТУТ, 2007. — 284 с. — ISBN 978­5­8354­0409­4. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/61852 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Позднякова, Е. А.  Авторское право : учебник и практикум для вузов / Е. А. Позднякова. — 3-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 238 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-13638-8. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/511236 (дата обращения: 27.08.2024).
  • Ульбашев, А. Х.  Правовые основы журналистики. Общий курс медиарегулирования : учебник для вузов / А. Х. Ульбашев. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 189 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-10581-0. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/517725 (дата обращения: 27.08.2024).
  • Шершеневич, Г. Ф.  Авторское право на литературные произведения / Г. Ф. Шершеневич ; составитель В. А. Белов. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 274 с. — (Антология мысли). — ISBN 978-5-534-06842-9. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/514929 (дата обращения: 27.08.2024).

Авторы

  • Астахова Алена Геннадьевна