Бакалавриат
2024/2025





Литература Средних веков и Возрождения
Статус:
Курс обязательный (Филология)
Направление:
45.03.01. Филология
Кто читает:
Школа филологических наук
Где читается:
Факультет гуманитарных наук
Когда читается:
1-й курс, 3, 4 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для своего кампуса
Язык:
русский
Кредиты:
3
Программа дисциплины
Аннотация
В процессе освоения студенты смогут ориентироваться в историко-литературном процессе Европы в эпоху Средневековья и Ренессанса, приобретут навыки анализа литературных явлений на социокультурном, историческом и историко- политическом фоне. За время изучения курса у них сформируется представление и систематизируются знания о литературно-художественных системах изучаемого периода. Развивая навыки грамотного литературоведческого анализа произведений указанной эпохи в соответствии с общенаучными требованиями литературоведения и исходя из историко-культурных и эстетических особенностей периода студенты познакомятся с ключевыми тенденциями, событиями и фигурами литературы Европы, с методологическими подходами к ее изучению, с ее эволюцией.
Цель освоения дисциплины
- Основные цели дисциплины «История литератур Европы и США» («Средневековая литература», «Литература эпохи Возрождения»): дать представление об историко-культурной специфике европейского средневековья и Возрождения, познакомить студентов с крупнейшими памятниками словесности этих периодов и основными культурными процессами, обучить студентов навыкам филологического анализа текста, сформировать у студентов навыки ориентации в историко-литературном процессе, анализа литературных явлений на социокультурном, историческом, историко-политическом фоне; сформировать у студентов необходимые знания о литературно-художественных системах, особенностях функционирований категорий жанра, стиля, авторства; об эволюции жанровых и стилевых систем; развить у студентов навыки грамотного литературоведческого анализа произведений указанных эпох в соответствии с общенаучными требованиями литературоведения и исходя из историко-культурных и эстетических особенностей материала при помощи разнообразного филологического инструментария; установить междисциплинарные связи с другими предметами литературоведческого цикла.
Планируемые результаты обучения
- владение навыками научного и библиографического поиска и исследовательской работы
- владение навыком анализа и комментирования текстов в художественном переводе с соответствующим подстрочником
- знание основных авторов указанных периодов и важнейшие сочинения, определившие основные пути развития европейской словесности
- знание периодизации указанных литературных периодов, об основных историко-литературных процессах
- умение применять филологическую методологию при анализе текстов соответствующих эпох
- умение различать в литературном тексте «темные места», оценивать объем и содержание исследовательской литературы по проблеме, обозначать возможные поля научного поиска, формулировать свою гипотезу
Содержание учебной дисциплины
- Введение
- Эпос раннего Средневековья
- Древнескандинавская литература
- Эпос зрелого Средневековья
- Рыцарский роман
- Куртуазная лирика
- Средневековая драматургия
- Поэзия вагантов. Городская литература
- Данте Алигьери
- Возрождение. Проблема определения. Возрождение в Италии.
- Северное Возрождение и Реформация. Французская, английская, испанская литература Возрождения.
Элементы контроля
- Аудиторная работаУчастие в обсуждении и ответы на вопросы.
- Блиц-опросСтуденты отвечают на несколько вопросов.
- Эссе
- Аудиторная работаУчастие в обсуждении и ответы на вопросы.
- Блиц-опросСтуденты отвечают на несколько вопросов.
- ЭкзаменОтвет на два вопроса по билету
Промежуточная аттестация
- 2024/2025 4th module0.15 * Аудиторная работа + 0.15 * Аудиторная работа + 0.1 * Блиц-опрос + 0.1 * Блиц-опрос + 0.25 * Экзамен + 0.25 * Эссе
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Keenan, S. (2008). Renaissance Literature. Edinburgh: Edinburgh University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=258127
- Susan Bruce, & Rebecca Steinberger. (2009). The Renaissance Literature Handbook. London: Continuum. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=2299066
- Гиленсон, Б. А. История зарубежной литературы Средних веков и эпохи Возрождения : учебник и практикум для академического бакалавриата / Б. А. Гиленсон. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 182 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-02513-2. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/433651 (дата обращения: 28.08.2023).
Рекомендуемая дополнительная литература
- Cook, J. W., & Facts on File, I. (2006). Encyclopedia of Renaissance Literature (Vol. 1st ed). New York: Facts on File, Inc. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=229629
- Hopkins, L., & Steggle, M. (2006). Renaissance Literature and Culture. London: Continuum. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=837464