Бакалавриат
2024/2025





Научно-исследовательский семинар "Академическое письмо и история искусства"
Статус:
Курс обязательный (История искусств)
Направление:
50.03.03. История искусств
Кто читает:
Школа исторических наук
Где читается:
Факультет гуманитарных наук
Когда читается:
1-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для своего кампуса
Преподаватели:
Бабин Александр Николаевич
Язык:
русский
Кредиты:
3
Программа дисциплины
Аннотация
Цель научно-исследовательского семинара «Академическое письмо» – познакомить студентов с основными жанрами искусствоведческих текстов, а также сформировать у студентов-первокурсников практические навыки, необходимые для того, чтобы читать и понимать научные тексты, писать научные тексты и говорить о научных текстах по истории искусства. Дисциплина предполагает знакомство с такими жанрами, как эссе, реферат, аннотация, рецензия, доклад, обзор исследовательской литературы, курсовая и квалификационная работа. Помимо этого, в рамках курса большое внимание уделяется редакторской работе (принципы научного и литературного редактирования, работа над стилистическими и речевыми ошибками, специфика научного стиля), принципам составления библиографического описания и поиску исследовательской литературы. В рамках курса предполагаются общие междисциплинарные лекции и семинарские занятия, сфокусированные на специфике истории искусства.
Цель освоения дисциплины
- Познакомить студентов с основными особенностями научного стиля речи
- Познакомить студентов с наиболее распространенными жанрами учебных и научных академических текстов.
- Познакомить студентов с принципами составления библиографического описания и поиска исследовательской литературы.
- Сформировать у студентов практические навыки, необходимые для создания письменных и устных учебных академических текстов.
Планируемые результаты обучения
- Владеет навыками аннотирования научных статей, докладов, видеолекций
- Владеет навыками реферирования и создания академического реферата
- Владеет навыками реферирования научного текста, составления тезисов и подготовки презентации, умеет представлять доклад в устной форме и участвовать в обсуждении чужих докладов.
- Владеет навыками составления библиографической записи, умеет исправлять ошибки в неверной библиографической записи, переводить библиографическую запись из одной системы в другую.
- Владеет навыками составления различного типа конспектов
- Знает особенности научного стиля речи, различает типы речевых и стилистических ошибок, владеет навыками стилистического анализа текста и его (авто)редактирования
- Имеет общее представление о том, что такое академическое письмо, понимает, чем научный стиль отличается от других стилей речи; понимает, что такое плагиат, и знает, как избежать его
Содержание учебной дисциплины
- Введение. Академическое письмо как практическая дисциплина. Научный язык и научный текст. «Чужое слово» в истории литературы и в работе филолога. Плагиат. Правила научного цитирования. Текст как целое и как структура.
- Конспект, план, план-конспект.
- Реферирование и научный реферат
- Научный доклад как жанр. Реферативный доклад и его особенности. Тезисы доклада. Основные принципы устного выступления.
- Аннотация как жанр академического письма
- Стилистика текста. Основные типы стилистических и речевых ошибок
- Опыт создания текста научно- исследовательской работы: выбор темы, формулировка названия
- Принципы библиографического описания. Оформление библиографии и ссылок. Российские и международные библиографические стандарты. Научные библиотеки и электронные базы данных
Элементы контроля
- Блиц на библиографиюБлиц-задания на составление библиографических описаний
- Блицы на редактированиеБлиц-задания на редактирование.
- Реферат статьиРеферат статьи по специальности.
- Аннотация статьиАннотация статьи по специальности
- Работа на семинарах
- Итоговая работа. Часть 1.Итоговая работа. Часть 1. Составление библиографических описаний, оформление цитат
- Итоговая работа. Часть 2.Итоговая работа. Часть 2. Аннотирование статей, редактирование.
Промежуточная аттестация
- 2024/2025 2nd module0.15 * Аннотация статьи + 0.1 * Блиц на библиографию + 0.1 * Блицы на редактирование + 0.15 * Итоговая работа. Часть 1. + 0.2 * Итоговая работа. Часть 2. + 0.15 * Работа на семинарах + 0.15 * Реферат статьи
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Академическое письмо. От исследования к тексту : учебник и практикум для академического бакалавриата / Ю. М. Кувшинская, Н. А. Зевахина, Я. Э. Ахапкина, Е. И. Гордиенко ; под редакцией Ю. М. Кувшинской. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 284 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-08297-5. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/424762 (дата обращения: 28.08.2023).
Рекомендуемая дополнительная литература
- Былинский, К. И. Литературное редактирование : учебное пособие / К. И. Былинский, Д. Э. Розенталь. — 4-е изд., стер. — Москва : ФЛИНТА, 2017. — 395 с. — ISBN 978-5-9765-0987-0. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/99998 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.