Бакалавриат
2024/2025




Новогреческий
Статус:
Курс по выбору (Античность)
Направление:
46.03.01. История
Кто читает:
Институт классического Востока и античности
Где читается:
Факультет гуманитарных наук
Когда читается:
4-й курс, 1-3 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для своего кампуса
Язык:
русский
Кредиты:
6
Программа дисциплины
Аннотация
Для освоения учебной дисциплины студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями: - владеть способами поиска научной информации; - владеть древнегреческим языком на уровне, позволяющем свободно читать тексты клас-сической эпохи; - владеть новогреческим языком на начальном уровне, соответствующем уровню А2 в об-щеевропейской классификации компетенций владения иностранным языком - владеть одним современным европейским языком на уровне не ниже среднего. Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изуче-нии следующих дисциплин: - написание ВКР.
Цель освоения дисциплины
- В результате освоения дисциплины студент должен знать: фонетическую систему новогреческого языка; морфологическую и синтаксическую систему новогреческого языка; лексику в объёме, соответствующем уровню B1; историю развития греческого языка в византийский и поствизантийский периоды;
- подготовка специалистов, владеющих новогреческим языком в объёме, позволяющем в дальнейшем использовать его как средство общения в ситуациях универсального и про-фессионального типа, что соответствует уровню B1 в общеевропейской классификации компетенций владения иностранным языком;
- В результате освоения дисциплины студент должен уметь: применять полученные знания по грамматике и синтаксису при переводе и филологическом анализе текста; применять полученные знания и навыки в собственной научно-исследовательской деятельности;
- формирование у студентов специфических филологических знаний и навыков, позволя-ющих профессионально работать с любыми, в том числе сложноорганизованными текста-ми, написанными на новогреческом языке.
- В результате освоения дисциплины студент должен владеть навыками: ведения диалога на бытовые и профессиональные темы с носителями изучаемого языка; создания письменных текстов различной тематики (в т.ч. деловой корреспонденции); чтения текстов высокой сложности без словаря; понимания на слух сообщений и докладов средней сложности по заданной тематике.
Планируемые результаты обучения
- Знание истории складывания системы будущих времен новогреческого языка. Знание истории формирования зависимого наклонения, его функций. Умение использовать зависимое наклонение в речи и на письме. Владение базовой лексикой по теме «Профессии».
- Знание основных этапов истории новогреческого языка. Знание особенностей фонетики новогреческого языка в сравнении с древнегреческим. Умение читать новогреческие тексты в современном произношении. Умение пони-мать элементарные фразы на слух и записывать их. Умение представиться.
- Умение рассуждать о соотношении системы времен новогреческого и древнегреческого языка. Умение узнавать в тексте и образовывать формы длительного прошедшего времени. Владение лексикой по теме «Дом, квартира» в объеме достаточном для поддержания беседы.
- Умение рассуждать о соотношении склонений в новогреческом и древнегреческом языках. Умение узнавать в письменном и устном тексте и склонять имена существительные и прилагательные изученных типов. Владение лексикой по теме «Части тела, внешность». Владение лексикой на уровне, достаточном для создания краткого устного или письменного устного портрета.
- Умение рассуждать о судьбе древнегреческих наклонений в новогреческом языке. Умение строить условные предложения. Умение читать, понимать на слух, пересказывать в письменной и устной форме неадаптированные тексты по теме «Греческие обычаи».
- Умение склонять прилагательные изученных типов. Умение узнавать в тексте и самостоятельно образовывать степени сравнения. Умение поддержать простую беседу по теме «Цвета, одежда».
- Умение спрягать глаголы 2-го спряжения в настоящем времени. Умение составить краткий устный и письменный текст по теме «Погода». Умение понять на слух и записать простой учебный текст соответствующей тематики.
- Умение сравнить системы перфекта в новогреческом и древнегреческом языке. Умение узнавать в тексте и образовывать формы пер-фекта и плюсквамперфекта. Умение читать, понимать на слух, пересказывать в письменной и устной фор-ме адаптированные и не-адаптированные тексты по истории Греции.
- Умение узнавать в письменном и устном тексте и самостоятельно образовывать формы повелительного наклонения. Владение лексикой по теме «Кино, театр» в объеме, необходимом для поддержания беседы.
- Умение узнавать в письменном тексте и при аудировании формы глагола είναι. Умение спрягать глаголы 1-го спряжения в настоящем времени. Владение базовой лексикой по теме «Страны и города». Умение строить элементарный диалог на тему «Знакомство».
- Умение узнавать в тексте и использовать редкие формы активных причастий. Уме-ние читать и пересказывать в письменной и устной форме неадаптированные газетные статьи по теме «Государственное устрой-ство современной Греции».
- Умение узнавать в тексте и образовывать изученные формы пассивного залога. Умение понимать на слух греческие песни. Умение понимать греческие фил-мы без субтитров, пересказывать и обсуждать их.
- Умение узнавать в тексте и образовывать формы пас-сивного залога. Умение чи-тать, переводить и анали-зировать фрагменты ори-гинальных произведений греческих поэтов 19–20 вв. Владение лексикой в объе-ме достаточном для напи-сания кратких историко-литературных эссе, посвя-щенных прочитанным от-рывкам.
- Умение узнавать в тексте и образовывать формы пас-сивных причастий. Умение читать, переводить и ана-лизировать фрагменты ори-гинальных произведений греческих писателей 19–20 вв. Владение лексикой в объеме достаточном для написания кратких истори-ко-литературных эссе, по-священных прочитанным отрывкам.
- Умение узнавать в тексте и образовывать формы прошедшего времени совершенного вида. Знание глаголов с супплетивными основами. Владение лексикой по теме «Покупки, еда. греческая кухня» в объеме достаточном для поддержания беседы.
- Умение узнавать в тексте и склонять существительные изученных типов. Умение читать, понимать на слух, пересказывать в письмен-ной и устной форме учебные тексты по теме «Греческие праздники».
- Умение узнавать в тексте числительные, склонять их. Понимание грамматической категории залога. Умение спрягать глаголы 1-го спряжения в медио-пассивном залоге. Владение лексикой по теме «Дни недели, время, расписание дня» в объеме достаточном для поддержания простой беседы.
- Умение узнавать изученные формы местоимений и прилагательных в письменном тексте и при аудировании. Умение образовывать наречия от прилагательных на -ος. Умение составить краткий письменный и устный текст по теме «Моя семья». Умение понять на слух и пересказать простой учебный текст соответствующей тематики.
- Умение узнавать изученные формы существительных и прилагательных в письменном тексте и при аудировании. Умение самостоятельно склонять словосочетания. Знание основных грамматических категорий имени. Умение переводить с русского на греческий и с греческого на русский простые тексты по теме «Университет, школа».
Содержание учебной дисциплины
- Курс 5. Тема 1. Имя существительное.
- Курс 4. Тема 1. История новогреческого языка.
- Курс 5. Тема 2. Глагол.
- Курс 4. Тема 2. Глагол είναι.
- Курс 5. Тема 3.
- Курс 4. Тема 3. Артикль.
- Курс 5. Тема 4. Глагол.
- Курс 4. Тема 4. Личные местоимения и их употребление.
- Курс 5. Тема 5. Причастия и деепричастия.
- Курс 5. Тема 6. Сослагательное наклонение.
- Курс 4. Тема 5. Числительные.
- Курс 5. Тема 7. Предлоги.
- Курс 4. Тема 6. Глаголы.
- Курс 4. Тема 7. Прилагательные
- Курс 4. Тема 8. Склонение имен существительных
- Курс 4. Тема 9. Категории времени и залога.
- Курс 4. Тема 10. Глагол
- Курс 4. Тема 11. Глагол
- Курс 4. Тема 12. Повелительное наклонение
Промежуточная аттестация
- 2024/2025 2nd module0.4 * Activity + 0.6 * Oral interview
- 2024/2025 3rd module0.4 * Activity + 0.6 * Oral interview
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Гришин А. Ю., Онуфриева Е. С. ; под науч. ред. Марулиса Д. - ГРЕЧЕСКИЙ ЯЗЫК В 2 Ч. ЧАСТЬ 1. Учебник и практикум для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 366с. - ISBN: 978-5-534-06359-2 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/grecheskiy-yazyk-v-2-ch-chast-1-437207
- Гришин А. Ю., Онуфриева Е. С. ; под науч. ред. Марулиса Д. - ГРЕЧЕСКИЙ ЯЗЫК В 2 Ч. ЧАСТЬ 2. Учебник и практикум для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 359с. - ISBN: 978-5-534-06360-8 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/grecheskiy-yazyk-v-2-ch-chast-2-441965
Рекомендуемая дополнительная литература
- Cavafy, C., Mackridge, P. A., Hirst, A., & Sachperoglou, E. (2007). The Collected Poems : With Parallel Greek Text. New York: OUP Oxford. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=222381
- Mackridge, P. (2009). Language and National Identity in Greece, 1766-1976. Oxford: OUP Oxford. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=287471
- Борисова, А.Б. Греческий язык : курс для начинающих : учебное пособие / А. Б. Борисова. — Санкт-Петербург : КАРО, КОРОНА принт, 2013. - 432 с. - ISBN 978-5-9925-0263-3. - Режим доступа: https://new.znanium.com/catalog/product/1048814