Бакалавриат
2024/2025





Научно-исследовательский семинар "Научные коммуникации"
Статус:
Курс обязательный (География глобальных изменений и геоинформационные технологии)
Направление:
05.03.02. География
Где читается:
Факультет географии и геоинформационных технологий
Когда читается:
4-й курс, 3 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для своего кампуса
Преподаватели:
Пупышева Надежда Васильевна
Язык:
русский
Кредиты:
6
Программа дисциплины
Аннотация
НИС «Научные коммуникации» включает 44 часа занятий, направленных на освоение подходов, методов и инструментов, направленных на популяризацию и продвижение научных знаний, разработок, команд или экспертов. Программа включает шесть тематических блоков: 1) научные коммуникации и научный брендинг; 2) работа с научно-популярными медиактекстами (текст, фото, аудио, видео), журналистами СМИ и блогерами; 3) нестандартные форматы продвижения и популяризации; 4) публичные выступления; 5) правила составления резюме и грантовых заявок; 6) психология и этика общения. Типологии личностей.
Цель освоения дисциплины
- Получение обучающимися актуальных теоретических знаний и развитие практических навыков в области создания и работы с научно-популярными медиатекстами, эффективного использования различных подходов и инструментов популяризации и продвижения научных идей, разработок, команд, экспертов, а также технологий и методов межличностной коммуникации.
Планируемые результаты обучения
- определяет основные этапы и принципы обеспечения информационной поддержки проекта или продукта
- разрабатывает коммуникационную кампанию с учетом имеющихся ресурсов
- создает научно-популярный контент в разных жанрах и медиаформатах (текст, фото, аудио, видео)
- определяет алгоритмы организации публикаций и продвижения научно-популярного контента
- приобретает и развивает навыки публичного выступления
- составляет резюме
- определяет особенности грантовой заявки, и непосредственно заполняет грантовую заявку
Содержание учебной дисциплины
- Научные коммуникации и научный брендинг
- Работа с научно-популярными медиактекстами (текст, фото, аудио, видео), журналистами СМИ и блогерами
- Нестандартные форматы продвижения и популяризации
- Публичные выступления
- Правила составления резюме и грантовых заявок
- Психология и этика общения. Типологии личностей
Элементы контроля
- Практическая работа 1 «Выбор и обоснование каналов и способов продвижения проекта, команды или темы»Работа «Выбор и обоснование каналов и способов продвижения проекта, команды или темы» заключается в следующем: 1) определить объект, цель и задачи продвижения; 2) выбрать и обосновать не менее четырех каналов и способов продвижения; 3) для двух каналов или способов продвижения составить план продвижения с указанием целей, показателей эффективности, периодов их достижения, инструментов, набором действий.
- Практическая работа 3 «Создание базы СМИ и тематических каналов в Телеграм и ВКонтакте»На зачете учащиеся презентуют (устный рассказ и демонстрация) концепт научно-популярного медиапроекта или план информационной кампании, а также медиаконтент, созданный во время обучения. Лучшие работы будут размещены в открытом доступе в сети Интернет.
- Практическая работа 4 «Разработка научно-популярных проектов с использованием игровых механик»Работа «Разработка научно-популярных проектов с использованием игровых механик» заключается в следующем: 1) определить тему, формат проекта и целевую аудиторию; 2) разработать содержание проекта с использованием игровых механик. Выполняется в малой группе (до 4 чел.)
- Практическая работа 2 «Создание научного пресс-релиза»Работа «Создание научного пресс-релиза» заключается в следующем: написать пресс-релиз по теме, связанной с квалификационной работой учащегося.
- 5. Создание ядра заявки для участия в конкурсе проектов Российского научного фондаВыполняется в аудиторные и внеаудиторные часы в письменной форме, сдается в электронном виде. Работа выполняется в группах по 4 человека. Группы формируются случайным образом, по результатам жеребьёвки преподавателя. Роли и задачи внутри группы учащиеся распределяют самостоятельно. Задача первого участника: написать пункты 1-4 заявки. Задача второго участника: написать пункты 5-6 заявки. Задача третьего участника: написать пункты 7-8 заявки. Задача четвертого участника: написать пункт 9 заявки и собрать все пункты заявки в единый электронный документ. Работа сдается в течение 2 недель с даты выдачи преподавателем.
- Введение в научную фотографиюПисьменная проверочная работа «Введение в научную фотографию» предназначена для проверки усвоения раздела, посвященного научной фотографии, реализована в виде теста с вариантами ответов.
Промежуточная аттестация
- 2024/2025 3rd module0.2 * 5. Создание ядра заявки для участия в конкурсе проектов Российского научного фонда + 0.1 * Введение в научную фотографию + 0.2 * Практическая работа 1 «Выбор и обоснование каналов и способов продвижения проекта, команды или темы» + 0.2 * Практическая работа 2 «Создание научного пресс-релиза» + 0.1 * Практическая работа 3 «Создание базы СМИ и тематических каналов в Телеграм и ВКонтакте» + 0.2 * Практическая работа 4 «Разработка научно-популярных проектов с использованием игровых механик»
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Alpina - 18809 - Д. Канеман - Думай медленно, решай быстро (краткое изложение) - 9785961400305kk - КнигиКратко - 2018 - https://hse.alpinadigital.ru/book/18809
- Alpina - 21134 - К. Андерсон - TED TALKS: Слова меняют мир: первое официальное руководство по публичным выступлениям (краткое изложение) - 9785961400288kkaudio - КнигиКратко - 2017 - https://hse.alpinadigital.ru/audio/21134
- Власть коммуникации, Кастельс (Кастеллс), М., 2020
- Иконникова, С. Легкий текст: Как писать тексты, которые интересно читать и приятно слушать : практическое руководство / С. Иконникова, Н. Зверева. - Москва : Альпина Паблишер, 2022. - 292 с. - ISBN 978-5-9614-7918-8. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1904810
- Как новые медиа изменили журналистику, 2012-2016, , 2016
- Коноваленко, М. Ю. Психология общения : учебник и практикум для среднего профессионального образования / М. Ю. Коноваленко. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 476 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-11060-9. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/536882 (дата обращения: 27.08.2024).
- Кристенсен, К. М. Закон успешных инноваций: Зачем клиент «нанимает» ваш продукт и как знание об этом помогает новым разработкам / Кристенсен К.М. - Москва :Альпина Пабл., 2017. - 268 с.: ISBN 978-5-9614-6473-3. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/946751
- Культурные коды экономики : как ценности влияют на конкуренцию, демократию и благосостояние народа, Аузан, А. А., 2023
- Кульчицкая, Д. Ю. Новые медиа в глобальном мире : учебное пособие / Д. Ю. Кульчицкая. — Москва : Аспект Пресс, 2021. — 141 с. — ISBN 978-5-7567-1133-2. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/176636 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
- О средствах массовой информации. - Москва : ИНФРА-М, 2011. - 36 с. (Федеральный закон). (e-book)ISBN 978-5-16-010008-1, 500 экз. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/320814
- Пиши, сокращай: Как создавать сильный текст, Ильяхов, М., 2021
- Позиционирование: битва за умы : пер. с англ., Траут, Д., 2019
- Пособие по общественным связям в науке и технологиях, , 2018
- Разработка ценностных предложений : как создавать товары и услуги, которые захотят купить потребители. Ваш первый шаг..., , 2018