2024/2025





История английского языка: от “Беовульфа” до Шекспира
Статус:
Дисциплина общефакультетского пула
Кто читает:
Школа филологических наук
Когда читается:
1 модуль
Охват аудитории:
для своего кампуса
Преподаватели:
Волконская Мария Андреевна
Язык:
русский
Кредиты:
3
Программа дисциплины
Аннотация
Данный курс должен дать студентам общее представление о развитии английского языка на разных этапах его истории, а также о причинах и закономерностях его изменений в грамматике, лексике и фонетике. В центре внимания – те процессы, которые привели английский язык к его современному состоянию; иными словами, данный курс направлен проспективно. Языковые изменения будут пониматься не просто как разрозненные факты, а как взаимосвязанные элементы единого процесса, устремленного в будущее. В результате освоения дисциплины студент будет знать периодизацию и основные изменения в способе существования английского языка, легшие в ее основу, закономерности и причинные факторы языковых изменений; уметь читать и анализировать памятники языка как источник сведений о языковых изменениях и их проявление; владеть навыками работы с историко-лингвистическими словарями.
Цель освоения дисциплины
- Дать представление о развитии английского языка на всех этапах его истории, а также о причинах и закономерностях его изменений в грамматике, лексике и фонетике
Планируемые результаты обучения
- Знать периодизацию и основные изменения в способе существования английского языка, легшие в ее основу, закономерности и причинные факторы языковых изменений
- Уметь читать и анализировать памятники языка как источник сведений о языковых изменениях и их проявление, аргументированно обсуждать актуальные вопросы современного исторического языкознания с опорой научные изыскания в данной области
- Владеть понятийным и терминологическим аппаратом по данному предмету, навыками работы с историко-лингвистическими словарями
Содержание учебной дисциплины
- Древнеанглийский период
- Среднеанглийский период
- Ранненовоанглийский период
Элементы контроля
- Блиц-опросыБлиц-опросы проводятся во время лекций по пройденному материалу. Частота блиц-опросов остается на усмотрение преподавателя. Если блиц-опрос был пропущен по уважительной причине (о чем студент должен сообщить преподавателю), студент может его переписать до последнего занятия в модуле включительно. Оценка за блиц-опросы рассчитывается как среднее арифметическое, т. е. сумма всех оценок, поделенная на их количество.
- ЭкзаменЭкзамен проводится в формате письменной работы, которая сдается в электронном виде. За неделю до дедлайна студенты получают индивидуальное задание: небольшой фрагмент текста, который они должны перевести и проанализировать, используя знания по истории английского языка, полученные в ходе курса.
- Работа на занятияхПреподаватель оценивает активность студентов на семинарских занятиях: участие в дискуссии, правильность ответов на вопросы к семинару. Работа на занятиях не подлежит пересдаче и не предполагает отработок.
- КонспектыСтуденты должны будут законспектировать отдельные главы учебника, посвященные изменениям в вокализме, консонантизме и / или написаниях определенного периода. Конспект должен быть написан от руки и при этом читаем. Конспект должен представлять переосмысление материала учебника, быть кратким, но ёмким (т. е. отражающим все пункты в задании в удобном и понятном виде), схематическим (например, mind map). Буквально переписанный текст конспектом не является, поскольку не свидетельствует об осмыслении и переработке материала. Конспекты не подлежит пересдаче.
Промежуточная аттестация
- 2024/2025 1st module0.15 * Блиц-опросы + 0.2 * Конспекты + 0.25 * Работа на занятиях + 0.4 * Экзамен
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Шапошникова, И. В. История английского языка : учебник / И. В. Шапошникова. — 5-е изд., стер. — Москва : ФЛИНТА, 2022. — 508 с. — ISBN 978-5-9765-1221-4. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/232616 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
Рекомендуемая дополнительная литература
- История английского литературного языка IX - XV вв., Ярцева, В. Н., 1985
- История английского языка : в 2 т., Бруннер, К., 2003
- История английского языка : учебник, хрестоматия, словарь, Иванова, И. П., 2001