2024/2025





Научно-исследовательский семинар "Медиевистика и медиевализм"
Статус:
Дисциплина общефакультетского пула
Кто читает:
Школа филологических наук
Где читается:
Факультет гуманитарных наук
Когда читается:
1-4 модуль
Охват аудитории:
для своего кампуса
Язык:
русский
Кредиты:
3
Программа дисциплины
Аннотация
Семинар строится вокруг обсуждения ряда сквозных тем и проблем, актуальных для европейской медиевистики, а также вопросов рецепции произведений европейского Средневековья в современной культуре.
Цель освоения дисциплины
- систематизация и углубление знаний, приобретенных студентами на курсах по истории и теории литературы, академическому письму (на русском языке), НИСе “Анализ текста”
- овладение профессиональной терминологией, методами и навыками медленного чтения (close reading) и филологического, герменевтического, компаративного анализа средневекового текста, методами ведения научной дискуссии
- дальнейшее развитие умений и навыков, необходимых для проведения самостоятельного научного исследования и написания научной работы
Планируемые результаты обучения
- уметь анализировать, интерпретировать и комментировать памятники средневековой словесности на народных языках с точки зрения их стилистических и жанровых особенностей, понимая историко-поэтический контекст и при необходимости обращаясь к тексту первоисточника, историко-лингвистическим словарям и комментариям; применять филологическую, герменевтическую, структурно-семиотическую и др. методологию при анализе текстов соответствующей эпохи
- знать основные подходы к изучению рецепции средневекового наследия (переводов, интермедиальных адаптаций и др.)
- уметь формулировать тему и проблему исследования; выбирать методы исследования; ставить выполнимые цели и задачи исследования; реферировать чужие исследования и корректно ссылаться на них
- владеть навыками чтения, анализа и обсуждения научных исследований на русском, французском и английском языках; применения основных аналитических процедур того или иного научного метода; обсуждения и критического анализа современных исследований
Содержание учебной дисциплины
- Тема 1. Презентация выбранного направления исследований в рамках НИСа
- Тема 2. Анализ средневекового текста
- Тема 3. Правила оформления и составления библиографии курсовой работы или ВКР
- Тема 4. Обсуждение хода работы над курсовыми и ВКР
- Тема 5. Современные подходы и методы изучения средневекового текста
- Тема 6. Обсуждение докладов студентов по выбранным темам курсовых работ и ВКР
Элементы контроля
- Доклад 2Каждый студент в ходе НИСа должен сделать два доклада: краткое сообщение (7–10 минут) во 2-м модуле, представляющее обоснование выбранной темы и предварительные результаты работы с источниками и научной литературой, а также доклад (25–30 минут) в 3-м или 4-м модуле, представляющий основные результаты своего исследования.
- Доклад 1Каждый студент в ходе НИСа должен сделать два доклада: краткое сообщение (7–10 минут) во 2-м модуле, представляющее обоснование выбранной темы и предварительные результаты работы с источниками и научной литературой, а также доклад (25–30 минут) в 3-м или 4-м модуле, представляющий основные результаты своего исследования.
- Работа на занятияхПреподаватель оценивает участие студентов в семинарских занятиях следующим образом: «плюс» ставится за активное участие в обсуждении на занятии; «минус» ставится при отсутствии студента на занятии без документально подтвержденной уважительной причины / неучастии в обсуждении на занятии.
- ЭкзаменЭкзамен проводится в письменном виде. Необходимо подготовить реферативный обзор научных работ, изучавшихся в течение учебного года на НИСе, и / или по теме своей курсовой работы / ВКР. Точный перечень работ согласуется с преподавателем перед экзаменом заблаговременно по электронной почте.
Промежуточная аттестация
- 2024/2025 4th module0.1 * Доклад 1 + 0.15 * Доклад 2 + 0.25 * Работа на занятиях + 0.5 * Экзамен
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Cerquiglini-Toulet, J. (2011). A New History of Medieval French Literature. Baltimore: Johns Hopkins University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=600970
- Gibbs, M. E., & Johnson, S. M. (2000). Medieval German Literature : A Companion (Vol. 1st pbk. ed). New York: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=73689
- Lambdin, L. C., & Lambdin, R. T. (2002). A Companion to Old and Middle English Literature. Greenwood Publishing Group.
- Matthews, D. (2015). Medievalism: a Critical History. Cambridge: D. S. Brewer. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=796968
- История западноевропейской литературы. Средние века и Возрождение : учебник для вузов, Алексеев, М. П., 2000
- Как написать дипломную работу : гуманитарные науки : учеб.-метод. пособие, Эко, У., 2001
Рекомендуемая дополнительная литература
- Christopher Cannon. (2004). The Grounds of English Literature. OUP Oxford.
- Emery, E. (2014). Medievalism: Key Critical Terms. [N.p.]: D. S. Brewer. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1585506
- Sturtevant, P. B. (2018). The Middle Ages in Popular Imagination : Memory, Film and Medievalism. London: Bloomsbury Academic. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1791494