2024/2025





Научно-исследовательский семинар "Кино и фотография: история теорий"
Статус:
Дисциплина общефакультетского пула
Кто читает:
Школа философии и культурологии
Где читается:
Факультет гуманитарных наук
Когда читается:
1-3 модуль
Охват аудитории:
для своего кампуса
Преподаватели:
Золотарёва Ольга Александровна
Язык:
русский
Кредиты:
3
Программа дисциплины
Аннотация
В центре внимания семинара – история теоретического осмысления фотографии и кино со времен появления первого дагерротипа (в 1839 году) до наших дней. Сквозь призму текстов Дзиги Вертова, Всеволода Пудовкина, Юрия Лотмана, Джона Бергера и других авторов мы рассмотрим, как фото- и видеоизображения порождали дискуссии на множество тем – от механизмов памяти до этики репрезентации. Сквозная тема семинара – взаимоотношение визуального и вербального; мы обсудим, как, при помощи слов, мы наделяем изображения смыслами. Семинар будет полезен студентам, которые хотят отточить навыки анализа изображений, а также обогатить теоретический инструментарий, который они используют при работе с визуальными источниками. (Семинар на русском языке; тексты на русском и английском языке.)
Цель освоения дисциплины
- Ознакомление студентов с теоретическим инструментарием для анализа фотографии и кино
Планируемые результаты обучения
- применять навыки медленного чтения при анализе первоисточников (реакций современников на новые медиа)
- анализировать тексты с учетом их исторического контекста
- выстраивать аргументацию и поддерживать дискуссию на основе текстов
- критически анализировать теоретические описания фотографии и кино, в том числе выявляя их внутренние противоречия
- Устанавливать связи между теориями фотографии и кино
- Анализировать фото- и киноизображения не только в эстетическом, но и в этическом ключе
- Применять приобретенный в ходе курса теоретический инструментарий для анализа современных явлений медиакультуры
Содержание учебной дисциплины
- Фотография и кино: первые свидетельства
- Фотография и кинематограф в эпоху модернизма и авангарда
- Связь изображения и изображаемого
- Цифровое изображение
Элементы контроля
- Форум (краткий комментарий к тексту)
- Вопрос по тексту
- Работа на семинаре
- Письменная работа №1Академическая рецензия на один из текстов курса (500-1000 слов)
- Письменная работа №2Фрагмент выпускной квалификационной работы/курсовой работы (в этом случае студент должен предварительно согласовать тему со своим научным руководителем) или научная статья
Промежуточная аттестация
- 2024/2025 3rd module0.15 * Вопрос по тексту + 0.2 * Письменная работа №1 + 0.3 * Письменная работа №2 + 0.2 * Работа на семинаре + 0.15 * Форум (краткий комментарий к тексту)
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- After photography, Ritchin, F., 2009
- Classic essays on photography, , 1980
- Illuminations, Benjamin, W., 2007
- Understanding a photograph, Berger, J., 2013
- Ways of seeing, Berger, J., 2008
- За кадром : ключевые работы по теории кино, Эйзенштейн, С. М., 2021
- Поэтика кино : теоретические работы 1920 гг.: Б.М. Эйхенбаум, Ю.Н. Тынянов, Б.В. Казанский, В.Б. Шкловский, А.И. Пиотровский, Е.С. Михайлов, А.Н. Москвин, Р.О. Якобсон, С.А. Тимошенко, Б.С. Лихачев, , 2016
Рекомендуемая дополнительная литература
- A companion to digital humanities, , 2004
- Cinema 2 : the time-image, Deleuze, G., 2011
- Iconology : image, text, ideology, Mitchell, W. J. T., 1987
- Photographic literacy : cameras in the hands of Russian authors, Reischl, K. M. H., 2018
- Tarkovsky : films, stills, polaroids & writings, , 2012
- The language of new media, Manovich, L., 2001
- Дадаизм в Цюрихе, Берлине, Ганновере и Кельне : тексты, иллюстрации, документы, , 2002