2024/2025





Научно-исследовательский семинар "Поэтика и социология фантастического"
Статус:
Дисциплина общефакультетского пула
Кто читает:
Школа филологических наук
Где читается:
Факультет гуманитарных наук
Когда читается:
1-3 модуль
Охват аудитории:
для своего кампуса
Язык:
русский
Кредиты:
3
Программа дисциплины
Аннотация
Семинар посвящен междисциплинарным исследованиям фантастики и фантастического в разных ракурсах и областях – от имманентного анализа внутренней структуры фантастического текста (или текста с фантастическими элементами) до обращения к широким социальным и культурным контекстам возникновения и функционирования этого текста. Исследоваться будут как тексты, целенаправленно созданные в русле фантастики и фэнтези, так и произведения, не считающиеся фантастическими сами по себе, но включающие в себя элементы фантастического. Другими словами, "фантастическое" мы понимаем не просто как определенную жанровую характеристику, а как более общую конвенцию между автором и читателем. Мы проблематизируем понятия "жанровой литературы", "популярной литературы", "массовой литературы" и т.п. Мы приветствуем трансмедиальный подход, работу с элементами фантастического не только в литературе, но и – на сопоставлении с литературой – в других медиумах (кино, живопись, комикс, мем, аудиальные медиа и т.д.). Из-за ограниченного количества мест предпочтение в отборе отдается студентам, которые уже работали в этом НИСе в 2024/2025 уч. г. и имеют высокую успеваемость и высокую итоговую оценку по курсу "Теория литературы".
Цель освоения дисциплины
- Овладение студентами основными понятиями и методами нарратологического и культурно-антропологического анализа художественных текстов.
- Обретение студентами навыков анализа фантастической литературы в рамках курсовой работы и ВКР.
Планируемые результаты обучения
- владеть навыками научного и библиографического поиска и исследовательской работы
- владеть навыками обработки и интерпретации результатов научного исследования
- уметь ставить исследовательскую задачу, выполнять исследование, представлять его и обсуждать с коллегами по семинару
- владеть методами теоретического исследования в области семиотики, нарратологии и социологии литературы
- владеть навыками применения основных методов филологического анализа для решения исследовательских задач в области нарратологии и социологии литературы
- знать методы филологического исследования в области теории и истории фантастической литературы
- знать понятия и категории нарратологии, семиотики и социологии литературы
- уметь выбирать методологию междисциплинарного исследования
- уметь осмыслять нарративные особенности и проблематику фантастических произведений разных медиумов (литература, кино, комикс)
- уметь применять методологию нарратологии, семиотики и социологии литературы при анализе художественных текстов XIX-XXI веков, содержащих фантастические элементы
Содержание учебной дисциплины
- Фантастическое как категория
- Приемы построения фантастического эффекта и эффекта реальности в фантастическом произведении
- Фантастический дискурс в трансмедиальном разрезе - от литературного текста к кино и комиксу
- Семиотика, культурология и социология фантастического
Элементы контроля
- Работа на семинарах2-балльная система оценивания за каждый семинар – «система двух плюсов»: – за активную работу, проработанные и глубокие ответы студент получает 2 балла – «плюса»; – если работа не активная (1–2 качественных, но коротких комментария за все занятие) или если ответы поверхностные, студент получает 1 «плюс». «Плюсы» записываются в таблицу оценок и суммируются. Максимально можно накопить 10 «плюсов»-баллов. Работа на семинарах не подлежит пересдаче
- Аналитическое эссеЧто должно быть в эссе: - формулируется проблемный вопрос; - дается ответ на него в виде общей гипотезы [это должна быть ваша собственная гипотеза, а не просто пересказ чужой концепции]; - приводятся доказательства, аргументы и конкретные примеры, подтверждающие вашу гипотезу. Эссе оценивается по 10-балльной шкале. Аналитическое эссе студенты имеют право пересдать, если получили по нему неудовлетворительную оценку (но не позднее 19 декабря)
- Обоснование темы ВКРЭто письменная работа – аргументированное представление основной концепции вашей дипломной работы: - проблемный вопрос [как и в аналитическом эссе], на который будет отвечать ваша работа, - общая гипотеза – это и есть основная концепция вашей будущей дипломной работы, - цель (т.е. как вы докажете – обоснуете – вашу гипотезу) и задачи (конкретные этапы работы над дипломной работой, которые помогут прийти к общей цели и обосновать вашу концепцию), - методология анализа, - ключевые доказательства и главные примеры, которые вы собираетесь использовать в работе. Оценивается по 10-балльной шкале. Обоснование подлежит пересдаче (но не позднее 19 декабря)
- ДокладВ докладе должны быть продемонстрированы: - основная концепция вашей работы, - проблемный вопрос, на который отвечает ваша работа, - методология анализа, - опорная научная литература, - основные аргументы и главные примеры. Доклад оценивается по 10-балльной шкале. Доклад не подлежит пересдаче
- Обсуждения докладовОбсуждения докладов коллег по НИСу оцениваются по 2-балльной шкале – «системе двух плюсов»: - за активную работу, проработанные и глубокие ответы студент получает 2 балла – «плюса»; - если работа не активная (1–2 коротких комментария за всю пару) или если ответы поверхностные, студент получает 1 «плюс». «Плюсы» записываются в таблицу и суммируются. Максимально можно набрать 10 «плюсов»-баллов [например, активно работая на пяти занятиях]. Обсуждения докладов не подлежат пересдаче
Промежуточная аттестация
- 2024/2025 3rd module0.2 * Аналитическое эссе + 0.2 * Доклад + 0.2 * Обоснование темы ВКР + 0.2 * Обсуждения докладов + 0.1 * Работа на семинарах + 0.1 * Работа на семинарах
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Как написать дипломную работу : гуманитарные науки : учеб.-метод. пособие, Эко, У., 2001
- Теория литературы: Введение / Иглтон Т., Бучкина Е.; Под ред. Маяцкий М. - М.:ИД Тер. будущего, 2010. - 296 с.: 70x100 1/16. - (Университетская библиотека Александра Погорельского) ISBN 978-5-91129-079-5
Рекомендуемая дополнительная литература
- Томашевский, Б. В. Теория литературы. Поэтика : учебное пособие / Б. В. Томашевский. — Москва : ФЛИНТА, 2018. — 334 с. — ISBN 978-5-9765-3575-6. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/119092 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.