Бакалавриат
2024/2025





Научно-исследовательский семинар: Современные исследования в когнитивной науке
Статус:
Курс по выбору (Психология)
Направление:
37.03.01. Психология
Кто читает:
Департамент психологии
Где читается:
Факультет социальных наук
Когда читается:
3-й курс, 3, 4 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для своего кампуса
Преподаватели:
Лазарев Иван Евгеньевич
Язык:
русский
Кредиты:
4
Программа дисциплины
Аннотация
Курс посвящен анализу важных для понимания современной когнитивной науки текстов. Будут обсуждены работы имеющие отношение к зарождению подхода (в рамках кризиса американского бихевиоризма), описывающие классические и относительно новые течения внутри направления (символьный, модульный и нейросетевой подходы, теория «воплощенного познания»). После этого будут обсуждаться работы, посвященные проблеме сознания и попыткам ее решения в рамках междисциплинарной когнитивной науки (философские теории сознания, программа эмпирического решения психофизиологической проблемы, текущие результаты поиска нейрональных коррелятов сознания).
Цель освоения дисциплины
- Целями освоения дисциплины НИС «Современные исследования в когнитивных науках» являются: дать студентам представления о том, чем определяется направление современных когнитивных исследований, каковы их предположительные истоки. Также предполагается ознакомление с тематической подборкой современных работ по психофизиологической проблеме
Планируемые результаты обучения
- Студенты воспроизводят (называют, формулируют и отличают) тему своей планируемой научной деятельности
- Студенты воспроизводят современные тенденции развития когнитивной науки, знают основные течения когнитивной науки (также воспроизводят их преимущества и основные проблемы)
- Студенты знают современные концепции сознания. Воспроизводят логику предполагаемого эмпирического решения психофизиологической проблемы. Воспроизводят некоторые результаты поиска нейронных коррелятов сознания
Содержание учебной дисциплины
- Возникновение и развитие когнитивной науки
- Проблема сознания в междисциплинарной когнитивной науке
- Обсуждение тем курсовых работ студентов "когнитивного" "трека"
Элементы контроля
- Доклад и отчетСтудент делает доклад по теме своей курсовой работы (посвящен проблематике работы) и также пишет небольшой текст о том же.
- ЭкзаменУстный экзамен по предмету
- АктивностьОценка активности студента на семинарах (ответы на вопросы, участие в обсуждениях)
Промежуточная аттестация
- 2024/2025 4th module0.18 * Активность + 0.18 * Активность + 0.24 * Доклад и отчет + 0.4 * Экзамен
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Chalmers, D. J. (2013). How can we construct a science of consciousness? Annals Of The New York Academy Of Sciences, 1303, 25–35. https://doi.org/10.1111/nyas.12166
- Kilgard, M. P., & Merzenich, M. M. (1998). Cortical map reorganization enabled by nucleus basalis activity. Science, 279(5357), 1714–1718. https://doi.org/10.1126/science.279.5357.1714
- Shalgi, S., & Deouell, L. Y. (2012). Is any awareness necessary for an Ne? Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.73653B4
- Stanislas Dehaene, & Jean-pierre Changeux. (2003). Neural Mechanisms for Access to Consciousness. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.9B9135DD
- История психологии. ХХ век : хрестоматия для высшей школы, , 2002
Рекомендуемая дополнительная литература
- Baars, B. J., & Gage, N. M. (2010). Cognition, Brain, and Consciousness : Introduction to Cognitive Neuroscience (Vol. 2nd ed). Burlington, MA: Elsevier Ltd. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=320761
- Brain Processes, Christof Koch, & Naotsugu Tsuchiya. (n.d.). Opinion TRENDS in Cognitive Sciences Vol.11 No.1 Attention and consciousness: two distinct. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.5B1C6928